Категория: Работа и карьера / Дата: 04.12.2019

Резюме — как составить для того, чтобы устроиться на работу

3.1/5 - (15 голосов)

Перед вами стоит задача – устроиться на хорошую работу. У вас нет влиятельных родственников или знакомых, которые могут поспособствовать на этом поприще. Вы не готовы открыть собственное дело или заняться фрилансом. Всё так? Тогда предстоит холодный поиск работы, и этот материал для вас.

1. Введение в резюме

У каждого из вас может быть своя ситуация: кто-то ищет свою первую работу, кто-то работает, но желает улучшиться, кто-то потерял работу и отчаянно нуждается в трудоустройстве. Если дело совсем плохо, то, прежде всего, надо успокоиться, прийти в себя. В течение нескольких дней, но не больше. А потом вам нужно принять план действий и последовательно претворять его в жизнь.

План действий такой:

  1. Понять, кем хотите работать;
  2. Оценить, насколько знания, компетенции, личные качества соответствуют желаниям;
  3. Выяснить, какие есть предложения на рынке труда, отвечающие запросам;
  4. Подать заявку;
  5. Провести переговоры с потенциальным работодателем;
  6. Заключить трудовой договор;

Первые два пункта – это личное. Третий пункт требует изучения информации о вакансиях на рынке труда. Четвертый предполагает написание и отсылку резюме.

Отзывы рекрутеров о присылаемых резюме производят удручающее впечатление. Качественных резюме невероятно мало. Это говорит о том, что большинство соискателей либо недооценивает значение резюме, либо не понимает, как его правильно составить.

И такая нелицеприятная картина является добрым знаком для тех соискателей, кто готов приложить усилия для создания собственного классного резюме, которое начнет работать на них сразу после его отправки.



2. Что такое резюме простыми словами

Резюме — продающее письмо. Вы выставляете товар на продажу. Товар — это вы со всеми знаниями, умениями, навыками и опытом. Вы заворачиваете товар в красивую упаковку и предлагаете его купить за разумную цену.

В нашей стране отношение к слову «продажа» особое. «Продажная шкура», «продажная душонка», «продажная девка», «продал Родину», и всё такое. Можно ещё вспомнить картину Рембрандта «Изгнание торгующих из храма».

Поймите простую вещь: вас никто не призывает выходить на панель или продавать душу дьяволу. Не нужно хватать людей за пуговицу на улице, чтобы впарить им что-то ненужное. Ситуация другая. Есть запрос на рынке труда. Вы знаете, что можете его удовлетворить. Всё, что вам нужно сделать – это правильно оформить предложение и грамотно преподнести его потенциальному покупателю.

Если вы согласны с таким подходом, то идём дальше.

Резюме, как продающее письмо, не оставляет никаких шансов таким формам подачи информации как изложение в стиле «житие мое» или перечисление обязанностей из должностных инструкций.

Продающее письмо – это текст, написанный по определенным правилам. Следование этим правилам должно привести к тому, что ваше резюме:

  1. Пройдёт предварительный отбор;
  2. Понравится специалисту по найму персонала и ляжет на стол лица, принимающего решение (ЛПР);
  3. Вызовет у ЛПР желание рассмотреть вашу кандидатуру;
  4. Побудит ЛПР пригласить вас на собеседование;

Чтобы продажа состоялась, необходимо, чтобы предложение как можно более точно отвечало запросу покупателя.

3. Что хочет работодатель от соискателя

Работодатель хочет заключить выгодную сделку. Он желает закрыть вакансию путем найма на работу наилучшего кандидата. Что значит наилучшего? Это значит, что кандидат должен обеспечить максимальный финансовый вклад для компании в обозримой перспективе.

Вот как это происходит технически.

Создаётся профиль должности. Профиль должности – это данные об идеальном кандидате. Эти данные (все или частично) публикуются в виде вакансии. Отклики на публикацию в виде резюме систематизируются и обрабатываются, после чего выбирается человек, наиболее полно соответствующий заявленной вакансии.

4. Как происходит отбор резюме у работодателей

В маленьких организациях резюме сразу ложатся на стол руководителя. В более крупных у руководителя есть помощники, которым он делегирует полномочия по отбору кандидатов на вакантные должности. Раньше их называли кадровиками. Сейчас они называются "HR-менеджерами" (менеджерами по работе с человеческими ресурсами). По примеру своих западных коллег эти специалисты предпочитают именоваться просто "эйчарами".

Эйчары не обязательно состоят в штате организации. Компания может заключить договор с агентством по подбору персонала, где работают профессиональные рекрутеры, которые читают резюме соискателей и рекомендуют руководству компаний наиболее достойных кандидатов.

У работодателя могут быть и другие помощники по подбору персонала. Соискатели, претендующие на рядовые должности в средних и крупных компаниях, должны учитывать тот факт, что в большинстве случаев первым читателем их резюме будет бот.

Бот – это компьютерная программа-робот, действующая в рамках автоматизированной системы управления (АСУ) предприятия. Подсистема ботов отдельно выделена из АСУ и называется ATS (система по управлению кандидатами).

Существует правило: чем выше уровень вакансии, тем меньше вероятность того, что резюме будет рассмотрено ботом. Но полностью списывать со счетов такую возможность никогда не стоит. Поэтому разумный соискатель должен задать себе простой вопрос: "как подружиться с ботом?"



Не стоит недооценивать возможности ботов. Это вовсе не те примитивные программные сущности, которыми они были еще несколько лет назад. Боты могут сравнивать информацию о резюме соискателя, опубликованную на различных ресурсах в интернете. Они в состоянии анализировать данные о кандидате, взятые из социальных сетей. Они способны установить с точностью до долей секунд, сколько времени потребовалось человеку на составление резюме и с какого IP-адреса оно было отправлено.

Существуют десятки и сотни различных ботов. Но их объединяет одна главная функция – сортировка резюме соискателей. Те резюме, которые окажутся во главе списка, попадут на рассмотрение HR-менеджеру. Остальные канут в лету. Сортировка происходит по принципу сравнения с ключевыми словами из профиля должности. За каждое совпадение начисляются очки. Чем больше очков, тем выше резюме поднимается в списке.

У бота есть особенности, которые помогут соискателю под него подстроиться:

  • Он совершенно равнодушен к объему текста;
  • Из всех изображений бот воспринимает только фото. Забудьте про другие картинки, диаграммы, графики и таблицы;
  • Бот предпочитает стандартные шрифты, вроде Calibri или Arial;
  • Никаких грамматических ошибок – бот их не переносит;
  • Сокращения и аббревиатуры бот чаще всего не понимает;
  • Бот не читает сопроводительные письма;

Отсюда вывод – чтобы подружиться с ботом, нужно учитывать его особенности и максимально использовать в тексте резюме ключевые слова. Правильный выбор ключевых слов – творческая задача. Для каждой вакансии они свои. Описание вакансии дает хорошую подсказку, но можно использовать и другие, взятые из личного профессионального опыта. Важно не переусердствовать, чтобы не превратить резюме в бессмысленную абракадабру, которая понравится боту, но не понравится эйчару.

5. Как оценивает резюме HR-менеджер

Если все было сделано правильно, то резюме пройдет первичный отбор бота. Теперь оно будет рассмотрено HR-менеджером. Эйчар – занятой человек, которому приходится читать сотни резюме в день. Поэтому на просмотр отдельного резюме у него есть в среднем 6 -10 секунд. Вот на что обращает внимание эйчар за это короткое время:

  • Ключевые слова;
  • Предыдущие места работы: названия компаний, был ли карьерный рост;
  • Достижения в цифрах и примерах;
  • Перерывы в работе;
  • Присутствие в социальных сетях;
  • Оформление: структура, четкость, ясность, лаконичность и последовательность изложения;

На что эйчар почти не обращает внимания:

  • Образование;
  • Личные данные (если нет ограничений по возрасту и полу);
  • Оригинальность изложения и оформления;

В отличие от бота эйчар не готов читать длинные тексты. Поэтому объем резюме не должен превышать 1.5 – 2-х страниц. Вся информация должна быть структурирована, излагаться коротко и ясно, без грамматических ошибок. Текст должен быть разборчивым и свободно читаться. Канцеляризмам и заезженным штампам не место в продающем резюме.

В результате прочтения резюме у HR-менеджера должно появиться устойчивое желание порекомендовать кандидатуру потенциальному работодателю.

6. Структура резюме

Не существует универсального резюме. Хорошее продающее резюме – это штучный продукт, который подстраивается под каждую вакансию индивидуально. Распространенная ошибка многих соискателей заключается в том, что они рассылают одно и то же резюме во многие компании. Это приводит к тому, что в большинстве случаев их резюме будет отбраковано на начальном этапе уже хотя бы по принципу несовпадения ключевых слов.

Это вовсе не означает, что резюме нужно каждый раз писать заново. Его всего лишь нужно тонко настроить для каждого конкретного случая. Но сама структура при этом может оставаться неизменной.

6.1. Составление резюме — 10 ключевых пунктов

  1. ФИО, дата рождения. Семейное положение указывать не надо – это не сайт знакомств.
  2. Фото. Оно должно быть хорошего качества, на белом или сером фоне, выполненное в деловом стиле. Можно ли улыбаться на фото? Немного можно. Улыбка Моны Лизы – подходящий вариант. Рот до ушей – явный перебор.
  3. Место проживания и контакты. Под местом проживания понимается название населенного пункта без указания точного адреса. Или Вы думаете пройти собеседование на дому? Контактный телефон лучше указать один. Несколько номеров – излишество.
  4. Образование и тренинги. Совершенно не нужно указывать их все. Работодателя интересует только то, что имеет отношение к вакансии, да и то не в первую очередь. Опыт важнее.
  5. Цель. Это та должность, на которую Вы претендуете. Цель должна быть всего одна и выражаться максимально коротко и ясно. Если не прочь замахнуться на несколько должностей, то это уже несколько целей, каждая из которых требует отдельного резюме.
  6. Ключевые компетенции. Самый важный раздел. Здесь нужно указать ваши основные знания, и навыки. Обязательно надо подкрепить их цифрами и примерами. Этот раздел должен содержать ключевые слова.
  7. Личностные качества. Этот раздел можно включить в ключевые компетенции, а можно выделить отдельно. Тоже один из важнейших разделов, содержащий ключевые слова. При заполнении раздела следует избегать простых перечислений, вроде коммуникабельность», «стрессоустойчивость», «умение работать в команде» и т.п. Многие так делают, и это штамп, пустышка. Правильно кратко описывать качества на примерах.
  8. Опыт работы. Начинать надо с последнего места работа. Не должно быть простого перечисления должностных обязанностей. Нужно выбрать только важные, изложить понятным языком и подкрепить достижениями.
  9. Хобби и увлечения. Этот раздел можно вовсе опустить. Работодателя мало интересует, чем Вы занимаетесь в свободное от работы время. Более того, в представлении некоторых работодателей идеальный кандидат должен жить только основной работой. Но если вы увлекаетесь бегом на длинные дистанции и претендуете на вакансию разъездного менеджера, то это может пойти вам в плюс.
  10. Дополнительная информация. Владение иностранными языками, компьютерными программами, наличие водительского удостоверения. Опять же, следует указывать только то, что может быть полезно для основной работы.

6.2. Правила оформления

Шрифт для резюме должен быть единым. Исключение – название разделов. Их можно выделить покрупней. Перечисления крайне желательно оформлять в виде маркированных списков.

  • Первое ...
  • Второе ...
  • и т.д.


Если резюме предполагает портфолио, то нужно дать ссылку на него.

Рекомендуется приложить к резюме сопроводительное письмо. В нём должно быть кратко, но убедительно обосновано ваше желание устроиться на работу в выбранную компанию. Крайности недопустимы.

Вот плохой пример: «В далёком детстве узнал о вашей замечательной компании и всю свою дальнейшую жизнь шел к этому дню, чтобы…». Кто поверит в подобную чушь? В конце сопроводительного письма должен содержаться призыв к действию: принять вас на работу или пригласить на собеседование.

В результате потраченного вами времени и приложенных усилий продающее резюме должно выглядеть как история нарастающего успеха. В жизни так бывает редко, но это вовсе не повод рассказывать работодателю обо всех жизненных перипетиях. Однако есть моменты, которые невозможно обойти стороной, например перерывы в работе.

Одно дело, если вы находились в декретном отпуске, а другое, если просто сидели дома и не могли найти работу. В этом случае вам придётся это обосновать. Например, написать, что занимались фрилансом и пояснить это примерами и достижениями. Чем-то же вы занимались во время вынужденного простоя?

Но никогда не допускайте откровенного вранья. Дело не моральных принципах, а в плохих практических последствиях для всей вашей будущей карьеры. Если выведут на чистую воду, – а вас обязательно выведут на чистую воду, – то вашему профилю в базе компании будет присвоен статус «кандидат врёт».

Эйчары тоже живые люди и иногда, в среднем раз в два-три года, меняют место работы и забирают базу с собой. Поэтому ваша черная метка будет странствовать и тиражироваться по законам цепной реакции. Стереть её не удастся никакими способами.

Продающее резюме, как и любой другой продающий текст, никогда не даёт 100% гарантию успеха. Но оно в разы повышает шансы на успех. Конечно, на собеседовании может случиться всякое, и к нему нужно основательно готовиться. Знания и навыки, приобретенные Вами при написании классного продающего резюме, облегчат подготовку и помогут преодолеть и этот этап для достижения желанной цели устройства на работу вашей мечты.



Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *