Документооборот в сфере грузоперевозок представлен различными формами и назначением. Одной из форм является коносамент. Этот документ относится к регулированию коммерческой деятельности в сфере перевозок по воде. В этой статье мы подробно познакомимся со его нюансами.
1. Что такое коносамент простыми словами
2. Коносамент как ценная бумага
3. Судебные разбирательства по коносамент
4. Применение коносамент
5. Порядок формирования
6. Порядок оформления коносамент
7. Обратная сторона документа
8. Виды коносамент
1. Что такое коносамент простыми словами
Язык заполнения, как правило, английский.
Появление документа «коносамент» основано на необходимости оформлять договоренности официальным путем в процессе морских перевозок. Является бумагой, регламентирующей факт морской перевозки.
Документ направлен:
- На регулирование обращения с грузом второй стороной;
- На фиксирование перечня обязательств первой стороной перед второй.
Создание данной формы отчётности и её регулирование появилось впервые в 1924 г.
По сути, коносамент – это наименование документа, образованное от французского словосочетания «le connaissement», которое в русском языке можно интерпретировать как товарно-транспортная накладная, используемая на морском направлении. Соответственно, необходима такая бумага при перемещении грузов водным путем.
Официальное наименование в международном формате – Consignment, Bill of Lading (BOL). Это документ международного формата, так как любое морское пространство, как правило, принадлежит 2-м или большему числу стран.
2. Коносамент как ценная бумага
Отличительной особенностью такой бумаги является то, что продавать товар либо осуществлять иные коммерческие действия с ним допускается без физического его перемещения. Коносамент регламентирует владение товаром. Это означает, что BOL доступен к покупке, к продаже, и как ценная бумага – подлежит к залогу в банке, передаче или перепродаже третьим лицам. Объявленной ценностью считается стоимость материальных ценностей, описанных в коносамент.
На территории России права и обязанности обеих сторон контролируются Федеральным Законом (ФЗ) №81 Кодекса торгового мореплавания, обновленного 1 марта 2020 г.
3. Судебные разбирательства по коносамент
В случае возникновения судебных прений доказательная ценность BOL между отправителем и перевозчиком является актуальной. В данном случае BOL рассматривается как расписка, а сведения, указанные в нём – предметом судебного спора.
В случае возникновения спорной ситуации, владелец имеет право предъявить претензии к перевозчику. Если претензии имеет получатель товара – направить их имеет право на основании коносамента только поставщику.
4. Применение коносамента
Документ регулирует движение морских грузов. Ранее применялся в данной узкоспециализированной сфере и не имел аналогов. Однако сегодня область его применения расширяется:
- Комбинированные перевозки, включающие часть перемещения продукта речным путем;
- Перевозки другими видами транспорта.
В последнем случае документ называют «сквозным». Назначение заключается в следующем:
- Коносамент служит доказательством возникновения отношений между отправителем и перевозчиком (экспедитором);
- Подтверждение владением груза, наличие прав на него;
- Указывает количество, объёмы груза;
- Служит основанием для выдачи груза получателю по завершении разгрузки с морского, речного судна в порту назначения.
Значительная часть крупных коммерческих экспедиторских компаний, в том числе мешанного типа, пользуется коносаментом.
5. Порядок формирования
Правила формирования бумаги, ее правовая форма утверждаются ассоциацией судовладельцев.
Ассоциация включает:
- Балтийский морской совет;
- Международный морской совет (BIMCO).
Формируется документ между 2-мя коммерческими субъектами.
Коммерческие отношения согласно коносамент включают этапы:
- Приём груза от заказчика;
- Перечисление данных, необходимых для регистрации товара;
- Проведение оплаты по коносамент;
- Выдача коносамент заказчику.
Оформляется бумага перед отправлением продукции. Согласно правилам документооборота, создается несколько экземпляров. Регламентом, как правило, предусмотрено 3 основных экземпляра:
- Для отправителя либо его представителя, его агента;
- Для конечного получателя продукции;
- И перевозчика.
Экземпляры представляют собой оригиналы. Соответственно, на бумажном листе проставляется метка – «original». Документ состоит из нескольких подразделов:
- Информационной части;
- Правовой части.
Информационная часть заключается в отображении индивидуальных данных сторон договора, которые прописываются в специальных графах.
Коносамент включает следующую текстовую информацию в графах:
- Индивидуальный номер, сгенерированный в момент начала коммерческих отношений между сторонами;
- Перечень обязательств сторон;
- Количество созданных бланков для каждой из сторон;
- Официальные инициалы сторон;
- Дату формирования бланка.
Экземпляры представляют собой полный пакет документации BOL. Правовая часть содержит информацию о обязательствах исполнителя доставить переданный товар:
- В указанное место;
- Конкретному получателю;
- И в назначенное время.
Исполнитель несёт ответственность за целостность и сохранность материальных ценностей, а также соблюдения условий транспортировки на период перемещения продукции.
Действителен коносамент на временной интервал, соответствующий процессу перемещения груза. Претензии с использованием коносамент как основы разрешения спорной ситуации между сторонами принимаются через суд.
6. Порядок оформления коносамент
Юридические отношения возникают тогда, когда происходит взаимодействие между отправителем и транспортной компанией. Коносамент оформляется:
- Как факт возникновения коммерческих отношений;
- Как факт: перевозчиком – приёмки товара, отправителем – передачи;
- Как передача ответственности за груз от клиента к экспедитору.
Это своего рода разновидность квитанции, её аналог. Её судовладелец выдать обязан перед работой с грузом. Ответственность за продукт с момента выдачи квитанции принимает с юридической точки зрения на себя экспедитор.
В коносаменте описываются отличительные параметры груза:
- Наименование компании-перевозчика;
- Регистрационные данные компании-перевозчика;
- Наименование ценностей;
- Количество;
- Их состояние на момент погрузки (допускается исключение этого пункта);
- Объём;
- Вес;
- Цвет;
- Наименование судна;
- Номер рейса;
- Время отправления, прибытия;
- Количество контейнеров, если груз размещается более, чем в одном.
Оформляется эта расписка в момент описания материальных ценностей.
7. Обратная сторона документа
На обратной стороне коносамент прописываются положения условий морской перевозки.
ДубликатыНа копии коносамент наносится штамп «copy». Дубликаты имеют отличный от оригиналов цвет бумаги. Их число не имеет значения и поэтому его не указывают.
Дубликаты предназначены для сверки информации капитаном судна или третьих лиц.
8. Виды коносамент
Выделяют несколько юридических типов рассматриваемой ценной бумаги:
- На предъявителя. Международное наименование – bearer B/L. Не требует отображать официальные данные получателя. Товар имеет право получить тот, кто предъявит оригинал;
- Ордерный – этот вид бумаги означает, что материальные ценности передаются получателю, указанному отправителем, по прибытию либо в процессе пути. Суть этого вида сделки заключается в имеющейся возможности у получателя оплатить товар только после фактической его выдачи «на руки» в порту либо после фактического отправления. Так как материальные ценности с момента передачи экспедитору до момента фактической оплаты получателем принадлежат отправителю – допускается ее продажа третьим лицам или залог ценностей по ней. Второе наименование ордерного типа документа в связи с особенностями последовательности движения денег по данному виду сделки называют оборотным;
- Именной – оформляется, если материальные ценности получает физическое или юридическое лицо. Полное имя владельца отображается в соответствующей графе документа. Основным условием для возникновения юридической силы этого вида документа является факт оплаты морской перевозки переданного экспедитору груза либо отправителем предъявляется гарантия оплаты;
- Линейный – выдается морской линией непосредственно экспедитору;
- Чартерный – используется при оформлении нерегулярных перевозок трамповым (небольшим) судном. В этом типе документа появляется термин – фрахтователь. Он может заключать договора с третьей стороной, а судно брать в аренду. Чартерный коносамент не признается банками;
- Домашний – правила заполнения в этом типе документа относятся к линейному типу. Но при этом, в одном контейнере допускается размещать материальные ценности от нескольких заявителей на перевозку. Это сборный морской груз. Но получателем назначается в порту прибытия только один человек – агент. Он же является и отправителем. Он собирает подлежащие оправлению товары в один контейнер, описывает и упаковывает их. Именно он далее распределяет грузы среди разных грузополучателей по прибытию и выдает их. Владельцу груза следует внимательно относиться к заполнению информации о грузе. Ошибка в документах задержит отправление контейнера в исходном пункте до полного выяснения обстоятельств;
- Сквозной – оформляется при смешанном типе переводок ценностей. То есть, помимо перемещения груза морским транспортом, используется наземный.