Термин "бенчмаркинг" пришел в наш язык из запада. Там активно используется этот подход для улучшения своего бизнеса. В этой статье мы поговорим про этот термин, рассмотрим как поэтапно проводить анализ, какую информацию собирать.
1. Что такое бенчмаркинг простыми словами
2. Виды бенчмаркинга
3. Этапы проведения бенчмаркинга
4. Какую информацию собирать и анализировать
5. Плюсы и минусы
1. Что такое бенчмаркинг простыми словами
Уверен, что "бенчмаркинг" использовал почти каждый бизнесмен. Ведь каждый прежде чем выйти на рынок смотрит на рынок, где уже есть конкуренты (исключение составляют бизнес с революционными идеями, где отсутствуют конкуренты в принципе).
Согласитесь, перенимать опыт от успешных компаний — это в целом хорошее дело, потому что повышается качество услуг/товаров, снижается стоимость на рынке за счет конкуренции. Причём бенчмаркинга применением практически во всех сферах бизнеса. Сложно назвать отрасль, в котором бы этот подход не давал результаты.
За примерами далеко ходить не надо. Наверняка вы замечали, что любые новые идеи в смартфонах быстро появляются у других моделей (например, две сим карты, две камеры, блокировка по отпечаткам пальцев и т.д.) То же самое в любой бытовой технике, в автомобилях, в компьютерных программах и т.д.
Большинство компаний черпают успешные и хорошие идею друг у друга. В итоге получаются товары высокого качества.
Какие цели бенчмаркинга
- Избежать ранее совершенных ошибок;
- Выявить слабые стороны и проблемные места своей деятельности;
- Адаптировать успешные приёмы конкурентов для собственного успеха;
- Повысить характеристики продуктов/услуг за счет снижения стоимости, улучшения функционала и качества;
- Поддерживать высокий уровень конкурентоспособности;
Как видите, цели весьма благи. Однако некоторые думают, что одной из целей может является "уничтожение конкурента" или "нанесения урон репутации". Однако это не так. Успешные люди никогда не желают кому-то "зла", они работают в честной конкурентности.
Бенчмаркинг не является "маркетинговой разведкой", поскольку он анализирует только открытые источники информации.
2. Виды бенчмаркинга
Выделяют следующие виды:
- Внутренний (производственный, как устроен процесс);
- Функциональный (сравнение функций работы предприятия);
- Конкурентный (на основе показателей в открытом доступе);
- Товарный (сравнение товаров);
- Усредненный (когда сложно выбрать явно лучший показатель, берут средние значения между несколькими компаниями);
- Бенчмаркинг бизнес-процесса;
3. Этапы проведения бенчмаркинга
Для проведения бенчмаркинг потребуется целый ряд последовательных этапов. Всего можно выделить 5 шагов.
1 Определяется проблемная область компании. Иногда заранее это сложно сделать. В этом случае можно анализировать своих прямых конкурентов.
2 Отбор конкурентов.
Выделим пошаговый набор действий:
- Составляется список всех фирм для анализа;
- Фильтрация;
- Ранжирование (успешные, средние, плохие);
3 Составление команды для сравнения (отбор профессионалов, которые будут заниматься сравнением).
4 Сбор и анализ информации. Про этот пункт мы поговорим далее.
5 Внедрение опыта конкурентов.
Не всегда для анализа берутся конкуренты. Возможно некоторые элементы бизнеса реализуются совершенно в других сферах деятельности.
Возможно в вашей сфере есть кружки, клубы где предприниматели обмениваются данными и опытом. Поищите у себя такой. Эта возможность провести время с пользой и выгодой для себя. При этом такие мероприятия бесплатны в большинстве случаев.
4. Какую информацию собирать и анализировать
Поскольку бизнес у всех разный, то и нюансы все разные. Выделим основную информацию, которую можно собирать для большинства компаний в процессе бенчмаркинга.
- Качество продукции и услуг;
- Производственные процессы и ищут пути оптимизации;
- Себестоимость изготовления продукции или оказания услуг;
- Скорость и эффективность производства;
- Расходы на рекламу и маркетинг;
- Расходы на реализацию товаров, работ или услуг;
- Удовлетворенность целевой аудитории;
5. Плюсы и минусы бенчмаркинга
Плюсы:
- Повышение качества своих услуг и продукции за счет опыта других;
- Улучшение конкурентоспособности товаров;
- Возможность увеличения прибыли;
- Расширение на рынке;
- Оптимизация процессов;
- Более дешевый подход в развитии, поскольку можно посмотреть на результаты других;
Минусы:
- Временные и денежные затраты на анализ;
- Не всегда возможно внедрить к себе успешный опыт из-за специфики или других обстоятельств;
- Старые "фишки" уже не будут давать такой эффект, как только при первом их появление;
Смотрите также видео "анализ конкурентов: Benchmarking":