Категория: Разное / Дата: 06.02.2019

Бенчмаркинг — что это и как применяется

3.1/5 - (132 голоса)

Термин "бенчмаркинг" пришел в наш язык из запада. Там активно используется этот подход для улучшения своего бизнеса. В этой статье мы поговорим про этот термин, рассмотрим как поэтапно проводить анализ, какую информацию собирать.

1. Что такое бенчмаркинг простыми словами

Бенчмаркинг (от англ. "bench" — "уровень", "mark" — "отметка") — это изучение других компаний с целью получения от них знаний и информации для улучшения своего бизнеса.

Уверен, что "бенчмаркинг" использовал почти каждый бизнесмен. Ведь каждый прежде чем выйти на рынок смотрит на рынок, где уже есть конкуренты (исключение составляют бизнес с революционными идеями, где отсутствуют конкуренты в принципе).

Согласитесь, перенимать опыт от успешных компаний — это в целом хорошее дело, потому что повышается качество услуг/товаров, снижается стоимость на рынке за счет конкуренции. Причём бенчмаркинга применением практически во всех сферах бизнеса. Сложно назвать отрасль, в котором бы этот подход не давал результаты.

За примерами далеко ходить не надо. Наверняка вы замечали, что любые новые идеи в смартфонах быстро появляются у других моделей (например, две сим карты, две камеры, блокировка по отпечаткам пальцев и т.д.) То же самое в любой бытовой технике, в автомобилях, в компьютерных программах и т.д.

Большинство компаний черпают успешные и хорошие идею друг у друга. В итоге получаются товары высокого качества.

Какие цели бенчмаркинга

  • Избежать ранее совершенных ошибок;
  • Выявить слабые стороны и проблемные места своей деятельности;
  • Адаптировать успешные приёмы конкурентов для собственного успеха;
  • Повысить характеристики продуктов/услуг за счет снижения стоимости, улучшения функционала и качества;
  • Поддерживать высокий уровень конкурентоспособности;


Как видите, цели весьма благи. Однако некоторые думают, что одной из целей может является "уничтожение конкурента" или "нанесения урон репутации". Однако это не так. Успешные люди никогда не желают кому-то "зла", они работают в честной конкурентности.

Примечание

Бенчмаркинг не является "маркетинговой разведкой", поскольку он анализирует только открытые источники информации.

2. Виды бенчмаркинга

Выделяют следующие виды:

  1. Внутренний (производственный, как устроен процесс);
  2. Функциональный (сравнение функций работы предприятия);
  3. Конкурентный (на основе показателей в открытом доступе);
  4. Товарный (сравнение товаров);
  5. Усредненный (когда сложно выбрать явно лучший показатель, берут средние значения между несколькими компаниями);
  6. Бенчмаркинг бизнес-процесса;

3. Этапы проведения бенчмаркинга

Для проведения бенчмаркинг потребуется целый ряд последовательных этапов. Всего можно выделить 5 шагов.

1 Определяется проблемная область компании. Иногда заранее это сложно сделать. В этом случае можно анализировать своих прямых конкурентов.


2 Отбор конкурентов.

Выделим пошаговый набор действий:

  • Составляется список всех фирм для анализа;
  • Фильтрация;
  • Ранжирование (успешные, средние, плохие);

3 Составление команды для сравнения (отбор профессионалов, которые будут заниматься сравнением).


4 Сбор и анализ информации. Про этот пункт мы поговорим далее.


5 Внедрение опыта конкурентов.

Не всегда для анализа берутся конкуренты. Возможно некоторые элементы бизнеса реализуются совершенно в других сферах деятельности.


Возможно в вашей сфере есть кружки, клубы где предприниматели обмениваются данными и опытом. Поищите у себя такой. Эта возможность провести время с пользой и выгодой для себя. При этом такие мероприятия бесплатны в большинстве случаев.



4. Какую информацию собирать и анализировать

Поскольку бизнес у всех разный, то и нюансы все разные. Выделим основную информацию, которую можно собирать для большинства компаний в процессе бенчмаркинга.

  1. Качество продукции и услуг;
  2. Производственные процессы и ищут пути оптимизации;
  3. Себестоимость изготовления продукции или оказания услуг;
  4. Скорость и эффективность производства;
  5. Расходы на рекламу и маркетинг;
  6. Расходы на реализацию товаров, работ или услуг;
  7. Удовлетворенность целевой аудитории;

5. Плюсы и минусы бенчмаркинга

Плюсы:

  • Повышение качества своих услуг и продукции за счет опыта других;
  • Улучшение конкурентоспособности товаров;
  • Возможность увеличения прибыли;
  • Расширение на рынке;
  • Оптимизация процессов;
  • Более дешевый подход в развитии, поскольку можно посмотреть на результаты других;

Минусы:

  • Временные и денежные затраты на анализ;
  • Не всегда возможно внедрить к себе успешный опыт из-за специфики или других обстоятельств;
  • Старые "фишки" уже не будут давать такой эффект, как только при первом их появление;

Смотрите также видео "анализ конкурентов: Benchmarking":



Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *