Категория: Экономические термины / Дата: 03.11.2022

Модель совершенной конкуренции — признаки, свойства

2.7/5 - (57 голосов)

Благодаря совершенной конкуренции для рынка характерно равновесие спроса и предложения. Это даёт возможность покупателям и продавцам оказывать влияние на основополагающие процессы, в том числе – ценообразование. Но, такой тип конкуренции имеет как свои преимущества, так и недостатки.

1. Что такое совершенная конкуренция простыми словами

Совершенная конкуренция (англ. "perfect competition") — это состояние ранка, при котором ни один из его участников не может оказывать существенное влияние на формирование цен, а также другие существенные процессы. В связи с этим, совершенную конкуренцию можно считать противоположностью монополизма.

Совершенная конкуренция – это одна из моделей, которую считают идеальной для развития рыночной экономики. Внутри рынка продавцы и покупатели сами адаптируются к рыночным условиям, а не наоборот. Цена здесь сформирована на основании суммарного вклада всех участников в спрос и предложение. В таких условиях, конкуренция между участниками становится максимально интенсивной.

Поскольку продавцы и покупатели не в силах оказывать влияние на рынок, он становится более устойчивым перед влиянием инфляции, а также других негативных процессов, один из них – это безработица. Чем дольше рынок будет существовать в таких условиях, тем стремительнее развивается рыночная экономика и способствует разработке инструментов для эффективной борьбы с кризисом.



2. Суть совершенной конкуренции

Совершенную конкуренцию иногда называют свободной или чистой. В таком виде она способствует процветанию рынка, в условиях которого, полностью отсутствует монополия. Большинство продавцов здесь реализуют одинаковую или взаимозаменяемую продукцию. В условиях данной конкуренции наблюдается равновесие спроса и предложения. Данные условия позволяют автоматизировать систему регулирования, таким образом, чтобы продавцы и покупатели не смогли осуществлять какого-либо давления на ценообразование.

Чтобы увеличивать прибыль, продавая услуги или товары, продавец должен внедрять какие-либо передовые технологии в ходе производства товаров, а также их реализации, что станет основополагающим фактором в снижении себестоимости и увеличении прибыли. В условиях совершенной конкуренции внутри рынка реализуются товары высокого качества. Каждый из продавцов имеет достаточно информации о ситуации на рынке, то есть об издержках, ценах, конкурентах и спросе.

У каждого из продавцов всегда есть возможность уйти с рынка или начать реализацию товара. Установить цены выше общепринятого уровня не выйдет, поскольку продукция попросту перестанет продаваться из-за присутствия на рынке аналогичных товаров такого же качества. Договариваться о конкретном уровне цен также не выйдет их из-за слишком большого количества конкурентов. В связи с этим, будет установлена равновесная стоимость товаров и услуг.

3. Признаки совершенной конкуренции

От других разновидностей и конкуренции, совершенную можно определить по таким признакам:

  • высокий уровень мобильности производственных факторов. Это позволяет в нужный момент направить ресурсы на более важные нужды;
  • отсутствие монополии и соответственно их влияния на рынок;
  • большое количество равноценных покупателей и продавцов;
  • заходить в рынок и выходить из него можно без каких-либо ограничений;
  • преимущественное присутствие на рынке взаимозаменяемых и качественных услуг и товаров;
  • каждый из участников рынка имеет доступ к необходимой информации о предложении, спросе, ценах и конкурентах.

Некоторые эксперты считают, что совершенная конкуренция как экономическая модель существует только на словах. В реальной экономике такой тип конкуренции больше подойдёт для фондовой биржи, где продаются одинаковые активы. Также это позволит максимально точно анализировать действия продавцов.

4. Отсутствие контроля

Независимо от отрасли, правительство всех государств играет важную роль в формировании рынка и поэтому, власти пытаются применять инструменты, способные влиять на уровень цен. Кроме этого, могут устанавливаться правила, которые отразятся на простоте входа и выхода компании с рынка. Например, говоря о фармацевтике, здесь предусмотрен список правил, применяющийся по отношению к продажам, производству и проведению исследований.

Всё это требует больших денежных вложений, поскольку необходимо оплачивать труд персонала, службы контроля, юристов, а также обслуживать инфраструктуру и закупать оборудование для производства. В совокупности все затраты означают для компании чрезвычайно дорогой вход на рынок. Если сравнивать с технологической она функционирует с гораздо меньшим уровнем надзора.

Это означает, что у бизнеса есть возможность создавать организации с нулевым или минимальным капиталом, что значительно облегчает вход на рынок. В условиях совершенной конкуренции такого контроля вовсе не существует. Это касается как входа, так и выхода из рынка, что позволяет организациям как угодно использовать рабочую силу, капитал и поставлять на рынок столько продукции, сколько требуют его условия.



5. Свойства совершенной конкуренции

Интенсивность развития организации отчасти зависит от тенденций рынка. Например, если рынок требует ускоренного темпа производства, это будет основополагающим фактором выживаемости на рынке, то же самое касается эффективной оптимизации расходов. Несколько таких компаний объединены ветвью деятельности. Они производят одинаковые товары или предоставляют одинаковые услуги.

Высокая концентрация таких организаций позволяет создать здоровую среду для высоких темпов прогресса. Кроме этого в условиях рынка наблюдается низкий уровень издержек и более приемлемые цены для потребителей. Такая среда положительно сказывается на развитии экономики, а также на следующих функциях:

  • регулирование денежных потоков между бизнесом независимо от его разновидности;
  • определение средней стоимости на ассортимент продукции;
  • распределение прибыли в зависимости от труда и инвестиционных затрат.

6. Действия компании в условиях совершенной конкуренции

Для анализа поведения организаций, работающих в условиях совершенной конкуренции принято применять краткосрочный период, если речь идёт о статистических параметрах, и долгосрочный, где аналогичные параметры носят динамический характер. Говоря о краткосрочном периоде, у организации нет возможности изменять мощности, но она может корректировать интенсивность использования необходимых для производства ресурсов, опираясь на личные нужды.

Поскольку на короткой дистанции величина капитала, скорее всего, не изменится, будет наблюдаться продолжение роста дохода. В связи с этим, компания может придерживаться одной из двух стратегий:

  • сокращение убытков;
  • наращивание прибыли;

В ходе анализа не допускаются какие-либо изменения цены на услуги или товары. Касательно размера расходов, показатели зависят от объёмов производства. В таком случае предприятие определяет для себя оптимальные объемы выпуска, увеличивающие прибыль и покрывающие расходы одновременно. Говоря о влиянии на прибыль, основополагающими являются следующие факторы:

  • объём получаемой в будущем прибыли;
  • цель деятельности компании;
  • границы производства.

Осуществляя деятельность в условиях совершенной конкуренции, организациям следует учитывать некоторые особенности. В первую очередь нужно обратить внимание на то, что отсутствие производства рано или поздно приведёт к потере капитала. Целесообразность производства напрямую связана с размером убытков, чем они ниже, тем ниже сумма издержек.

Стремиться необходимо к ситуации, когда в ходе деятельности компания получает максимальный доход при минимальных издержках. Условия совершенной конкуренции позволяют организациям выбирать практически любые разновидности деятельности, поскольку выход и вход на рынок не обходятся слишком дорого.

Но, в свою очередь, это сопровождается недостатками в виде слишком высокого уровня конкуренции. Если возникнут большие убытки, придётся сократить объёмы используемых ресурсов, и соответственно, производство. Также стоит учитывать, что каждая отрасль отличается своими проблемами. Рано или поздно совершенная конкуренция приведет к значительному увеличению количества организаций, работающих во всех отраслях.

В первую очередь, это касается самых привлекательных отраслей на текущий момент. Если компания уже существовала на таком рынке, она получает все инструменты для наращивания объёмов производства и расширения. При этом, слишком высокая конкуренция может спровоцировать неконтролируемый рост производства или перенасыщение рынка большим количеством одинаковой продукции.

7. Рынки с признаками совершенной конкуренции

В реальных условиях экономики, конкуренция несовершенна. Число игроков, реализующих товар и покупающих его может быть бесконечным. Зачастую, услуги и товары всех производителей имеют конкретные отличия. Также не стоит забывать о действии бюрократических экономических ограничений, затрагивающих вхождение в отрасль. Компании не могут находиться в неравных условиях, отчасти из-за наличия разных данных о состоянии рынка.

Ряд крупных компаний практически всегда влияют на рынок и способны искусственно повышать или понижать цены. В условиях современной экономики, признаки совершенной и свободной конкуренции можно наблюдать на рынках следующих товаров и услуг:

  • Иностранная валюта. Однородный товар, который является главным на бирже. Валюту продает большое количество участников и поэтому, здесь для покупателя не играет роль то, у кого он её приобретет. Это связано с тем, что курс устанавливается на открытых площадках, и влиять на него практически невозможно;
  • Сельскохозяйственная продукция. Здесь продавцы практически не имеют возможности как-либо влиять на стоимость, например, овощей, потому как они схожи между собой и у потребителей есть огромный выбор производителей;
  • Финансовые активы. Спрос и предложение, главные оказывающие влияние факторы на стоимость облигаций и акций. У держателей бумаг, а также у покупателей нет каких-либо инструментов, позволяющих влиять на их стоимость.

Кроме этого, к вышеперечисленным рынкам можно отнести услуги и товары, предоставляемые малым бизнесом. Например, ларьки, небольшие магазины и автомастерские не могут похвастаться какими-либо уникальными услугами или товарами, поэтому, они вынуждены устанавливает цену на уровне общепринятых.



8. Преимущества и недостатки совершенной конкуренции

Плюсы:

  • условия, позволяющие рынку обеспечить саморегулирование;
  • отсутствие слишком высоких цен на фоне высокого уровня конкуренции;
  • каждая из организаций имеет достаточно свободы в беспрерывном развитии;
  • количество предоставляемых услуг и продаваемой продукции соответствует числу потребителей;
  • возможность максимально эффективного использования ресурсов и их доступность;
  • высокие показатели эффективности производства;
  • каждый из участников осуществляет деятельность в одинаковых условиях, поэтому возможности у всех одинаковы;
  • государство не оказывает влияния на рыночные процессы.

Минусы:

  • нестабильность рыночной системы;
  • компании всегда работают в условиях высокого риска перепроизводства;
  • поскольку главная цель участников рынка, это получение личной выгоды, они игнорируют общественные интересы;
  • независимо от одинаковых условий, результат у каждого будет разный и спрогнозировать конкретные показатели крайне сложно.

Заключение

Совершенная конкуренция – это такая рыночная модель, в условиях которой покупатель и производитель обладают полной и структурированной информацией, избавляющей их от транзакционных издержек. Потребитель получает качественный товар по привлекательной цене, а продавец, возможности для развития и постоянного увеличения прибыли. Основополагающие факторы, которые влияют на цену – это спрос и предложение.



Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *