Категория: Финансы / Дата: 28.02.2021

Показатель аллокация при IPO — подробное описание

3 (60%) 7 vote[s]

В этой статье мы поговорим про аллокацию. Это понятие тесно связанно с проведением первичного предложения акций на биржу или по другому IPO. Рассмотрим, что такое аллокация, как она рассчитывается.

1. Что такое аллокация в IPO простыми словами

Аллокация в IPO (от англ. "allocation" – "распределение") — это процент, на который удовлетворена первичная заявка на покупку акций от инвестора в момент размещения.

Аллокацию измеряют в %. Она может принимать значение от 0% до 100%.

Процесс IPO проходит несколько этапов. В конечной стадии акции предлагаются широкому кругу инвесторов.

Например, компания хочет разместить 100 млн акций по цене 1000 рублей за штуку. Есть 10 брокеров, которые проводят размещение. Допустим одному из них дали на размещение 10 млн акций. Он начинает сбор заявок с клиентов.

Если поступило заявок на 20 млн акций, значит, каждый клиент получит лишь 50% от общего объёма заявки. Это и есть аллокация.

Процент аллокаций у разных брокеров может быть разным. Это связано с числом желающих поучаствовать в размещение. Например, у одного брокера будет аллокация 30%, у другого 23%.

Аллокация в IPO может быть даже равна 0%. Такая ситуация встретилась в декабре 2020 г. при размещение акций AirBnb. После старта торгов они сразу поднялись на 100%. Это некрасивая ситуация по отношению к рядовым инвестором, поскольку заработали лишь избранные крупные фонды.

Термин "аллокации" можно применить не только при размещении акций, но и облигаций. Например, выпуск новой серии может сопровождаться большим интересом со стороны инвесторов и тогда не все заявки будут удовлетворены.

Пример: Облигации Самолёт ГК ПО-9 в феврале 2021, заявка удовлетворена на 47% (брокер Тинькофф).

Заранее предсказать процент аллокации IPO невозможно. В среднем в США процент составляет 5-10%. В этом и заключается главный риск для инвесторов.



Например, если бы инвестор точно знал, что аллокация будет 10%, то мог бы вложить крупную сумму в первичную заявку. Но вдруг аллокация составит 90%. В этом случае IPO будет вероятнее всего не таким успешным (акции пойдут вниз), а инвестор останется с огромной падающей позицией.

2. Действия эмитента в момент IPO

Если организаторы IPO видят, что на акции есть большой спрос, то они могут поднять цену первичного предложения. Рассмотрим как это делается.

Например, по цене 1000 рублей было поступило заявок на 300 млн акций. Организаторы принимают решение поднять цену до 1100 рублей. Теперь число заявок на акции сократилось до 200 млн. Тем не менее главное, что весь стартовый пакет продан.

Эмитент может ещё раз поднять цену, тем самым дороже продав свой пакет акций. Причём эти действия могут происходить в течении одного дня. Иногда поднятие цены может быть несколько раз подряд. Инвесторам стоит быть очень внимательными и действовать быстро.

3. Как увеличить аллокацию в IPO — способы

Ваша аллокация зависит напрямую от брокера. Если он честен, то распределение акций должно происходить равномерно. То есть клиент подавший на 1 млн рублей, а другой на 10 млн рублей будут иметь одинаковую аллокацию. Просто один получит в 10 раз больше акций из-за большей стартовой заявки

Но возможно, что у некоторых брокеров этот показатель можно увеличить за счёт выполнения некоторых условий. Например, это может быть повышенный торговый оборот, хранение каких-то акций и прочее. Такие условия можно встретить у FreedomFinance.

У других крупных брокеров Finam, БКС Брокер такого нет. То есть на аллокацию клиент не может никак повлиять.

4. Что такое аллокация в других отраслях экономики

Аллокация — это распределение каких-либо ресурсов в пропорциях, чтобы добиться максимально эффективности.

В каких сферах применяется этот термин:

  • Банковской;
  • Инвестиционной;
  • Макроэкономической;

Например, на предприятии аллокация означает распределение ресурсов таким образом, чтобы добиться максимальной производительности при минимальных затратах. Фактически это оптимизация имеющихся ресурсов.

В рыночной экономике аллокацию можно заметить на примере спроса и предложения. Если растёт спрос, то со временем увеличивается предложение.



Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *