Категория: Экономические термины / Дата: 09.10.2018

IPO акции (ай-пи-о) — цели и этапы первичного размещения акций

5 (100%) 1 vote

В финансовом мире существует такое понятие как IPO (ай-пи-о). Оно связано с выходом новых акций на фондовый рынок. В этой статье мы поговорим про эту процедуру, расскажем плюсы и минусы выхода на бирже, как это делается и какие главные цели IPO.

1. Что такое IPO простыми словами

IPO (ай-пи-о, англ. "Initial Public Offering" — первичное публичное предложение) — это первичное размещение акций компании на бирже. То есть после этого акции становятся публичными (открытыми) для всех. Проведение IPO для закрытой компании невозможно

IPO проводится на первичном рынке, когда акции продаются компанией эмитентом другим крупным фондам (ПИФ, НПФ), инвесторам, банкам. У обычного инвестора нет доступа на этот рынок. После этого купленные акции поступают на биржу (вторичный рынок), где их может покупать каждый желающий.

Как правило, цена при первичном размещение ниже, чем на открытии вторичного. Это делается, чтобы первые инвесторы IPO смогли заработать, иначе какой им смысл было покупать дороже, чтобы на открытии торгов выставить цену дешевле.

После открытия торгов курс акций через некоторое время может сильно упасть. Но чаще всего бывает так: курс несколько дней поднимается, а потом падает. Это связано с технической коррекцией: многие просто захотят зафиксировать свою прибыль. Также тяжелые времена для акций наступают через 3 месяца, когда собственники компании эмитента могут также начать продавать свои активы. До этого времени ей запрещено это делать.

После размещения акций на фондовом рынке, можно легко узнать текущую капитализацию или другими словами сколько стоит компания. Для этого надо умножить цену акции на их количество.



Цели IPO
  • Привлечение капитала для развития компании. При чем компания естественно заинтересована "продать себя" как можно дороже
  • Оценка ожиданий и текущего состояния эмитента, поскольку как говорит аксиома: "цена уже учитывает все"
  • Повышение престижа компании. Те компании, которые котируются на фондовой бирже почти всегда на слуху и на виду.
Народное IPO

Народное IPO — это почти то же самое первичное размещение акций, но только госкомпаний. По сути это приватизация. Государство заинтересовано, чтобы народ был держателем крупных акций компаний (естественно, что контрольный пакет будет у государства).

2. Кто такие Андеррайтеры

Процедуру привлечение средств и само размещение полностью контролирует компании андеррайтеры (от англ. "underwriter"). Это могут быть банки, брокерские компании и фондовые биржи. Право быть андеррайтером очень престижное, поскольку позволяет заработать приличное состояние на привлечении средств и получить доступ к размещению.

За свою работу по IPO андеррайтеры берут комиссию до 7% от всей стоимости размещения. При этом у нее есть льготы на покупку части компании по льготной цене.

Крупные компании чаще всего проводят IPO через самые надежные банки. Например, Твиттер выбрал Голдман Сакс, Морган Стенли и Морган Чейз. Гугл - Морган Стенли и Кредит Суи́сс Фёст Бостон.

Чаще всего IPO проводятся на американских и азиатских площадках. Это связано с тем, что у них просто напросто больше денег и фондов. Поэтому здесь можно продать компании быстрее и дороже, а это и надо эмитенту.

Несмотря на это, в России также проводят IPO. Самым крупным была Роснефть в 2006 году (привлекла 10,6 млрд долларов). На втором месте банк ВТБ в 2007 году (7,9 млрд долларов). Для держателей акций ВТБ стали настоящим провалом, поскольку их курс сразу упал и больше никогда не возвращался к исходному значению 13,6 копеек. В итоге инвесторы потерпели большие потери. Спустя 6 лет даже проводилась специальная программа ВТБ по выкупу акций по 13,6 копеек, кто держал их с самого начала. Это было своего рода "извинения". Правда вряд ли кто из обычных инвесторов держал ВТБ так долго.

3. Примеры IPO

История знает огромное число IPO. Причем был как хорошие, так и провальные. Рассмотрим наиболее известные.

Список самых крупных IPO
  1. Alibaba Group — 25 миллиардов долларов (2014)
  2. Agricultural Bank of China — 22,1 миллиардов долларов (2010)
  3. Industrial and Commercial Bank of China — 21,9 миллиардов долларов (2006)
  4. American International Assurance — 20,5 миллиардов долларов (2010)
  5. Visa Inc. — 19,7 миллиардов долларов (2008)
  6. Facebook — 18,4 миллиардов долларов (2012)
  7. General Motors — 18,1 миллиардов долларов (2010)

Еще примеры

  • Яндекс — $1,3 млрд на бирже Nasdaq (24 мая 2011). За день акции выросли на 55,4%.
  • Twitter — $14,5 млрд в 2013. Акции упали ниже размещения и так и не восстановились.
  • Google — $1,6 млрд в 2004. Акции стабильно растут и по сей день.
  • Роснефть — $10,6 млрд в 2006 году. Акции растут
  • Русал — $2,24 млрд в 2010 году.
  • ПИК — $1,93 млрд
  • ВТБ — $7,9 млрд в 2007 году. Акции до сих пор не восстановились после падения

4. Этапы проведения IPO

Проведение IPO занимает довольно длительное время. Обычно эта процедура занимает порядка 2-4 лет с момента подачи заявки до выхода на рынок. Компания за это время проходит целый комплекс проверок и сбора заявок. Распишем более подробно этапы айпио.

1 Первоначальная проверка. Сюда входит анализ финансового положения, организационный структур, активов, прозрачность компании и другие нормы предусмотренные законодательством страны. Все эти проверки должны быть пройдены для преступления к дальнейшему этапу IPO.

2 Выбор андеррайтеров. Они будут заниматься оценкой компании. Первоначально анализируется спрос на акции.

У андеррайтеров есть связи с широким кругом крупных инвест-компаний, а также частных лиц с большим капиталом. Производится опрос на желание инвестировать в компанию. Каждый должен дать свою предварительную заявку: сколько и по какой цене готов приобрести компанию.

По мере спроса определяется реальная стоимость компании, по которой можно провести IPO. Подобная процедура может производится несколько раз. Андеррайтер указывает предполагаемый диапазон цены. Например: 90-100. Если спрос очень большой, то этот диапазон сдвигают процентов на 10%-20%.

В зависимости от спроса и количества акций, которые эмитент собирается разместить - определяется конечная цена.

3 Выбор времени размещения. Теперь, когда выбран Андеррайтер, цена актива и есть желающие купить, можно выставляться на бирже. При этом многие компании ждут месяцами лучшего момента. К примеру, если проводить IPO на новогодние праздники, то вряд ли можно ожидать большого спроса на вторичном рынке. То же самое касается летнего периода.

Помимо этого эмитент также смотрит и на другие IPO. Если в один день ожидается другие крупные ай-пи-о, то вероятнее всего имеет смысл подождать еще пару дней.

4 Старт торгов на бирже. Первые часы торгов самые волатильные. Никто не знает точно, как поведут себя трейдеры. К примеру, может быть сильные рост на 30% и даже на 300%. А может быть и падение. Хотя редко бывает, когда в первый день акции компании падают. Чаще всего они растут несколько дней после старта.

Эмитент вправе поддерживать курс своих акций выставляя заявки на покупку. Для такой процедуры есть специальные ПИФы, фонды. На рынке достаточно небольшого перевеса, чтобы начать двигаться цене в нужную сторону.

Цена открытия на бирже чаще всего выше, чем цена IPO. К примеру, если IPO было по цене 40 долларов, то старт торгов может быть по цене 45 долларов. В этом случае можно сказать, что компания продешевилась. Такое случается практически всегда, но ничего с этим не поделать. Иначе первоначальным держателям акции не было смысла рисковать.



5. Плюсы и минусы IPO

Плюсы
  • Выход компании на IPO означает, что она стабильно развивается и ведет прозрачный бизнес
  • Привлечение дополнительных денег в бизнес
  • Компания становится более известной
  • Переход на новый уровень
  • Усложняет рейдерский захват, поскольку владельцами компании являются акционеры
  • Защита от поглощения другой компанией
  • Возможность выгодной продажи компании на пике роста
Минусы
  • Стоимость проведения IPO довольно высока
  • Долгое время подготовки IPO
  • Компании необходимо стать прозрачной и открытой
  • Компания может сознательно накачивать курс стоимости акций, чтобы заработать на этом.

6. Как заработать на IPO обычному трейдеру

Обычному инвестору и трейдеру можно попробовать заработать на проведение IPO, но уже на вторичном рынке. На первичное размещение могут попасть лишь профессионалы.

По статистике за несколько последних десятилетий большинство акций в первый день торгов после IPO растут. Конечно, будут и исключения из правил. Что касается второго дня, то статистика на этот счет отсутствует.

Самая простая стратегия для заработка на IPO: купить в первый день на открытии рынка, продать на закрытии. Но надо понимать риски. Курс может упасть даже в два раза день. Торговать следует небольшой частью капитала и точно без кредитного плеча.

А что будет, если придержать акцию на более длительный срок. Как показывает статистика, через полгода 30% акций оказываются ниже цены размещения. Поэтому шансы понести потери довольно большие.

Что касается стоимости размещения. Многих наверняка волнует вопрос: "а дорого или дешево покупать акции компании в первый день торгов?" На этот вопрос невозможно ответить. Даже профессиональные игроки вряд ли знают точный ответ на этот вопрос. Все решает реакция публики. Если будет массовый спрос, то естественно акции будут быстро идти вверх от своей начальной точки.

Плюс к тому же важным моментом является время размещения акции на бирже. Если повезет и это будет момент роста, то на общей волне позитива с огромной долей вероятности вырастут и новички. А если будет флэт или еще хуже период падения, то шансы на растущий тренд мизерные.

В любом случае рекомендую предварительно изучить поведение цен на истории десятков IPO в первый день торгов. Это поможет ориентироваться в ситуациях. Также советую торговать только уже зрелым трейдерам. Новичкам будет сложно сделать деньги на такой волатильности.



Один комментарий

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *