Категория: Экономические термины / Дата: 09.10.2018

IPO акции (ай-пи-о) — цели и этапы первичного размещения акций

2.9/5 - (96 голосов)

В финансовом мире широко распространёно понятие «IPO» (ай-пи-о). Оно связано с выходом новых акций на фондовый рынок. В этой статье мы поговорим про эту процедуру, расскажем плюсы и минусы выхода на бирже, как это делается и какие главные цели IPO.

1. Что такое IPO простыми словами

IPO (ай-пи-о, англ. "Initial Public Offering" — первичное публичное предложение) — это первичное размещение акций компании на бирже.

После ай-пи-о акции становятся публичными (открытыми) для торговли. проводится на первичном рынке, когда акции продаются компанией эмитентом другим крупным фондам (ПИФ, НПФ), крупным инвесторам, банкам. После этого купленные акции проходят листинг на биржу (вторичный рынок), где их может покупать каждый желающий.

Проведение IPO для закрытой компании невозможно.

Как правило, цена при первичном размещение ниже, чем на открытии вторичного рынка. Это делается, чтобы первые инвесторы смогли заработать, иначе какой им смысл было покупать дороже, чтобы на открытии торгов выставить цену дешевле.

После открытия торгов курс акций через некоторое время может сильно упасть. Но чаще всего бывает так: курс несколько дней поднимается, а потом падает. Это связано с технической коррекцией: многие просто захотят зафиксировать свою прибыль.

Тяжелые времена для акций наступают через 3 месяца, когда собственники компании эмитента могут также начать продавать свои активы. До этого времени им запрещено это делать законодательно.

Время когда нельзя продавать акции после IPO называют «локап-периодом» (lockup).

После размещения акций на фондовом рынке, можно легко узнать текущую капитализацию или другими словами сколько стоит компания. Для этого надо умножить цену акции на их количество.

В большинстве случаев у рядовых инвесторов нет доступа на рынок IPO.



Цели проведения IPO:

  1. Привлечение капитала для развития компании (в том числе и уставного капитала). Причём размещаюшаяся компания заинтересована "продать себя" как можно дороже. Поэтому выбираются периоды рыночного роста рынка.
  2. Оценка ожиданий и текущего состояния эмитента, поскольку как говорит аксиома: "цена уже учитывает все".
  3. Повышение престижа компании. Те компании, которые котируются на фондовой бирже почти всегда на слуху и на виду.
  4. Привлечение широкого круга инвесторов, которые могут свободно инвестировать в акции этой компании;
Что такое народное IPO

Народное IPO — это почти то же самое первичное размещение акций, но только госкомпаний. Другими словами это "приватизация".

Государство заинтересовано, чтобы народ был держателем акций крупных компаний. При условии, что контрольный пакет всё равно останется у государства. Для этого создаются привлекательные условия с брокерскими счетами, а именно счёт ИИС, который позволяет вернуть 13% от суммы пополнения или освободить счёт от налога на прибыль. Более подробно про условия вычеты можете прочитать в статьях:

В шутку аббревиатуру «IPO» ещё расшифровывают:

  • «It's Probable Overpriced» — переоценены;
  • «Imaginary Profits Only» — не приносят прибыль никому;
  • «Insider's Private Opportunity» — только для инсайдеров;
  • «Idiotic, Preposterous, and Outrageous» — вкладывают только идиоты;

2. Кто такие Андеррайтеры

Андеррайтеры (от англ. "underwriter") — это организаторы по привлечению и размещению акций. В их роли выступают банки, брокерские компании, фондовые биржи

Право быть андеррайтером очень престижное, поскольку позволяет заработать приличное состояние на привлечении средств и получить доступ к размещению.

За свою работу по IPO андеррайтеры берут комиссию до 7% от всей стоимости размещения. При этом у неё есть право на покупку части компании по льготной цене.

Крупные компании чаще всего проводят IPO через крупнейшие банки. Например, Твиттер выбрал Голдман Сакс, Морган Стенли и Морган Чейз. Гугл - Морган Стенли и Кредит Суисс, Фёст Бостон.

В большинстве случаев IPO проводятся на американских и азиатских площадках. Это связано с тем, что у них просто напросто больше денег и фондов. Поэтому здесь можно продать акции компании быстрее и дороже.

В России также проводят IPO, но гораздо реже, чем в США. Это связано с небольшим рынком.

Самым крупным IPO была Роснефть в 2006 г. (привлекла 10,6 млрд долларов). На втором месте банк ВТБ в 2007 г. (7,9 млрд долларов). Для держателей акций ВТБ стали настоящим провалом, поскольку их курс сразу упал и больше никогда не возвращался к исходному значению 13,6 копеек. В итоге инвесторы потерпели большие потери. Спустя 6 лет даже проводилась специальная программа ВТБ по выкупу акций по 13,6 копеек, кто держал их с самого начала. Это было своего рода "извинения". Правда вряд ли кто из обычных инвесторов держал ВТБ так долго.

3. Примеры IPO

История знает огромное число IPO. Причём был как хорошие, так и провальные. Рассмотрим наиболее известные.

Список самых крупных IPO:

  1. Alibaba Group — 25 миллиардов долларов (2014);
  2. Agricultural Bank of China — 22,1 миллиардов долларов (2010);
  3. Industrial and Commercial Bank of China — 21,9 миллиардов долларов (2006);
  4. American International Assurance — 20,5 миллиардов долларов (2010);
  5. Visa Inc. — 19,7 миллиардов долларов (2008);
  6. Facebook — 18,4 миллиардов долларов (2012);
  7. General Motors — 18,1 миллиардов долларов (2010);

Еще примеры:

  • Яндекс — $1,3 млрд на бирже Nasdaq (24 мая 2011). За день акции выросли на 55,4%.
  • Twitter — $14,5 млрд (2013). Акции упали ниже размещения и так и не восстановились.
  • Google — $1,6 млрд (2004). Акции стабильно растут и по сей день.
  • Роснефть — $10,6 млрд (2006), акции растут.
  • Русал — $2,24 млрд (2010).
  • ПИК — $1,93 млрд.
  • ВТБ — $7,9 млрд (2007). Акции до сих пор не восстановились после падения.

4. Этапы проведения IPO

Проведение IPO занимает довольно длительное время. Обычно эта процедура занимает порядка 2-4 лет с момента подачи заявки до выхода на рынок. Компания за это время проходит целый комплекс проверок аудиторов и сбора заявок. Распишем более подробно этапы айпио.

1 Первоначальная проверка. Сюда входит анализ финансового положения, организационный структур, активов, прозрачность компании и другие нормы предусмотренные законодательством страны. Все эти проверки должны быть пройдены для преступления к дальнейшему этапу IPO.


2 Выбор андеррайтеров. Они будут заниматься оценкой компании. Первоначально анализируется спрос на акции.

У андеррайтеров есть связи с широким кругом крупных инвест-компаний, а также частных лиц с большим капиталом. Производится опрос на желание инвестировать в компанию. Каждый должен дать свою предварительную заявку: сколько и по какой цене готов приобрести компанию.

По мере спроса определяется реальная стоимость компании, по которой можно провести IPO. Подобная процедура может производится несколько раз. Андеррайтер указывает предполагаемый диапазон цены. Например: 90-100. Если спрос очень большой, то этот диапазон сдвигают процентов на 10%-20%.

В зависимости от спроса и количества акций, которые эмитент собирается разместить - определяется конечная цена.


3 Выбор времени размещения. Теперь, когда выбран Андеррайтер, цена актива и есть желающие купить, можно выставляться на бирже. При этом многие компании ждут месяцами лучшего момента. К примеру, если проводить IPO на новогодние праздники, то вряд ли можно ожидать большого спроса на вторичном рынке. То же самое касается летнего периода.

Помимо этого эмитент также смотрит и на другие IPO. Если в один день ожидается другие крупные ай-пи-о, то вероятнее всего имеет смысл подождать еще пару дней.


4 Старт торгов на бирже. Первые часы торгов самые волатильные. Никто не знает точно, как поведут себя трейдеры. Например, может быть сильные рост на 30% и даже на 300%, а может быть и падение. Хотя редко бывает, когда в первый день акции компании падают. Чаще всего они растут несколько дней после старта.

IPO Совкомфлота в 2020 г. было по 105 рублей. После старта торговли их цена провалилась до 92 рублей в первые два часов торгов.

Эмитент вправе поддерживать курс своих акций выставляя заявки на покупку. Для такой процедуры есть специальные ПИФы, фонды. На рынке достаточно небольшого перевеса, чтобы начать двигаться цене в нужную сторону.

Цена открытия на бирже чаще всего выше, чем цена IPO. Например, если IPO было по цене 40 долларов, то старт торгов может быть по цене 45 долларов. В этом случае можно сказать, что компания продешевилась. Такое случается практически всегда, но ничего с этим не поделать. Иначе первоначальным держателям акции не было смысла рисковать.



5. Плюсы и минусы IPO

Плюсы:

  • Выход компании на IPO означает, что она стабильно развивается и ведет прозрачный бизнес;
  • Привлечение дополнительных денег в бизнес;
  • Компания становится более известной;
  • Переход на новый уровень;
  • Усложняет рейдерский захват, поскольку владельцами компании являются акционеры;
  • Защита от поглощения другой компанией;
  • Возможность выгодной продажи компании на пике роста;

Минусы:

  • Стоимость проведения IPO довольно высока;
  • Долгое время подготовки IPO;
  • Компании необходимо стать прозрачной и открытой;
  • Компания может сознательно накачивать курс стоимости акций, чтобы заработать на этом;

6. Как принять участие в IPO физическому лицу

Чаще всего для участия в IPO потребуется статус квалифицированного инвестора. Получить его не сложно. Необходимо соответствовать одному из этих критериев:

  • Иметь на счёту 6 млн руб;
  • Совершать сделки в течении 12 месяцев ежемесячно, не менее 10 в квартал;
  • Иметь экономическое/финансовое образование;
  • Работать в финансовой сфере не менее 1 года;

Обычно есть минимальная сумма для участия в IPO. Например, для IPO Ozon сумма была $5000 у большинства брокеров.

Что ещё надо знать

Аллокация в IPO — это процент удовлетворения заявки.

Например, инвестор подал заявку на $10000, а ему удовлетворили лишь на $3000, значит, аллокация составила 30%.

Для западных компаний аллокация обычно составляет 10-20%. В периоды рыночных бумов 5-10%

Например, в ходе IPO Ozon у Тинькофф аллокация составила 39-40%, у Финама, ВТБ, Сбербанка 10%.


После старта торгов некоторые брокеры могут накладывать запрет на продажу, полученных акций. У этого ограничения есть название «локап» (lock up). У разных брокеров он может быть разный.

7. Как заработать на IPO обычному трейдеру

Обычному инвестору и трейдеру можно попробовать заработать на проведение IPO, но уже на вторичном рынке. На первичное размещение могут попасть лишь профессионалы. Можно присоединиться к ним через какую-нибудь компанию.

Я рекомендую для инвестирования в IPO компанию Юнайтед Трейдс. Вы вносите свои средства в управление, а они уже инвестируют их в айпио американских компаний. Порог для входа начинается всего от $10. Средняя доходность от таких вложений +25% за одну сделку.

По статистике за несколько последних десятилетий большинство акций в первый день торгов после IPO растут. Конечно, будут и исключения из правил. Что касается второго дня, то статистика на этот счет отсутствует.

Самая простая стратегия для заработка на IPO: купить в первый день на открытии рынка, продать на закрытии. Но надо понимать инвестиционные риски. Курс может упасть даже в два раза день. Торговать следует небольшой частью капитала без использования кредитного плеча.

А что будет, если придержать акцию на более длительный срок? Как показывает статистика, через полгода 30% акций оказываются ниже цены размещения. Поэтому шансы понести потери довольно большие.

Стоимости размещения

Многих наверняка волнует вопрос: "а дорого или дёшево покупать акции компании в первый день торгов?" На этот вопрос невозможно ответить. Даже профессиональные игроки вряд ли знают точный ответ на этот вопрос. Всё решает реакция публики. Если будет массовый спрос, то акции будут быстро идти вверх от своей начальной точки.

Плюс к тому же важным моментом является время размещения акции на бирже. Если повезёт и это будет момент роста, то на общей волне позитива с огромной долей вероятности вырастут и новички. А если будет флэт или ещё хуже период падения, то шансы на растущий тренд мизерные.

В любом случае рекомендую предварительно изучить поведение цен на истории десятков IPO в первый день торгов. Это поможет ориентироваться в ситуациях. Также советую торговать только уже зрелым трейдерам. Новичкам будет сложно сделать деньги на такой волатильности.


Смотрите также видео "что такое IPO":



Один комментарий

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *