Бизнес получает прибыль, продавая товары и услуги. Однако то, как это необходимо делать, зависит от того, с какими покупателями компания имеет дело. Иногда различия могут быть очень существенными. Деятельность в сфере B2B - это продажи тем, кто ведёт бизнес. Приобретаемые товары и услуги нужны для того, чтобы сделать его более эффективным.
1. Особенности таких продаж
2. Что такое B2B простыми словами
3. Продажа B2B
4. Плюсы и минусы
5. Категории продукции
6. Маркетинговые приёмы в работе
7. Что такое активные продажи в этой сфере
8. Отличия между B2B и B2C
1. Особенности таких продаж
Принято делить потребителей на большие группы:
- B2B – (бизнес для бизнеса) продажи делаются тем, кто сам производит товары и услуги. В этом случае покупателями будут юридические лица или индивидуальные предприниматели.
- B2C – (бизнес для потребителя). Товары и услуги предназначены для любых покупателей. Они делают покупки в соответствии со своими желаниями.
- B2G – (бизнес для государства). В этом случае рассматриваются те, с кем государство заключило контракт о поставках или об оказании услуг. В роли покупателя могут быть федеральные, региональные или местные органы власти, а также различные государственные учреждения.
В каждой из перечисленных ситуаций существуют особенности ведения дел, характерные именно для данной сферы.
2. Что такое B2B простыми словами
Деятельность в сфере B2B, имеет важные отличия:
- Как правило, покупатели высоко компетентные потребители. Им нужен только качественный товар и они умеют убедиться, что он им подходит.
- Часто на рынке существует небольшое количество покупателей. Это создаёт высокую конкуренцию среди продавцов.
- В этой сфере особенно большое значение имеет репутация. Те, кто предлагают некачественный товар, вскоре не смогут найти покупателей.
- Процедура продажи обычно сложнее, чем при работе с обычными потребителями. Иногда невозможно предвидеть, какой станет окончательная цена товара.
- Часто предоставляются дорогостоящие услуги или продаётся партия товара, имеющая значительную величину.
- Спрос на предлагаемые товары и услуги существенно зависит от экономической обстановки в стране.
- Процедура продаже имеет относительно большую длительность. Иногда ей предшествует ведение предварительных переговоров.
Покупка товаров и услуг может осуществляться в следующих целях:
- Для использования в собственной деятельности.
- С целью перепродажи другим коммерческим фирмам.
- Приобретаемая услуга может иметь важное значение для компании-потребителя, позволяя эффективно решить существующую проблему.
Покупая продукцию в сфере B2B, потребитель очень требователен к её качеству. Использовать товар или услугу можно таким образом:
- Для сокращения затрат времени.
- С целью применения новых технологических решений.
- Чтобы уменьшить затраты.
- Для производства более качественного товара.
Частные лица при покупке преследуют другие цели: выполнение желания, устранении реальной или предполагаемой проблемы.
3. Продажа B2B
Чтобы продажи B2B были более успешными, надо обращать внимание на следующее:
- Изучить проблему клиента.
- Общаясь с покупателем, требуется внимательно вникать в то, что необходимо покупателю. Важно учитывать все важные детали сделанного заказа.
- Продавец должен предоставить эффективное средство для её решения.
- Иногда может помочь проведение пилотных продаж. Получив пробную партию товара, клиент получит возможность оценить его объективно и принять решение о дальнейшем сотрудничестве.
- Для увеличения эффективности работы поможет эффективная система скидок и бонусов. Их надо подробно обдумать и организовать таким образом, чтобы максимально стимулировать продажи.
После проведения переговоров, учитывающих все особенности сделки, происходит подписание договора. Специалист, обеспечивающий работу с клиентом, не должен стремиться выполнить продажу как-нибудь. Он обязан разбираться в вопросе на профессиональном уровне. В сфере B2B нужно знать товар или услугу досконально. Клиенты перед покупкой будут задавать много вопросов, на которые надо уметь дать исчерпывающий ответ.
4. Плюсы и минусы B2B
Выбирая поле для деятельности предприниматель должен взвесить все основные особенности работы в этой сфере.
Плюсы:
- В этой среде не такая жёсткая конкуренция, как при работе в B2B. Здесь большое значение имеет качество предоставляемых товаров и услуг. Если продавец его обеспечивает, то спрос на его продукцию будет высоким.
- Здесь маркетинговая политика имеет свои важные отличия. Клиент хорошо разбирается в том, что ему нужно и может легко разобраться, подходит ли ему этот товар. Здесь применение психологических методов убеждения является менее эффективным.
- Для ведения дел в этой сфере важно наличие связей и инсайдерской информации. Если у предпринимателя мало соответствующих возможностей, ему будет трудно добиться успеха в этой сфере.
- В сфере B2B важен не столько успех отдельной продажи, сколько прочные, длительные партнёрские отношения. При установлении цены на товар исходят не только из того, чтобы получить максимальную прибыль, но и стремления получить постоянного клиента.
- Здесь не потребуется большой стартовый капитал в отличие от ситуации, когда работа происходит с обычными потребителями.
- Отношения в таком бизнесе большей частью строятся на доверии. Поэтому забота о своей репутации здесь имеет решающее значение.
- Продажи приведут к тому, что зависимость клиента от продавца будет усиливаться. Приняв один раз решение о сотрудничестве, он будет заинтересован в ремонте, консультациях, приобретении более мощных и эффективных моделей. Предприниматель в этой сфере должен быть на высоте. Поэтому важно, делая первую продажу, планировать дальнейшую работу с покупателем.
Минусы:
- Успешность работы предпринимателя существенно зависит от того, имеется ли у него достаточное количество клиентов. При этом надо постоянно уделять внимание работе по поиску новых.
- Для поддержания связей с клиентами необходимо всегда соответствовать предъявляемым ими требованиям. Здесь существует высокий риск потери потенциальных покупателей.
Для того, чтобы стать опытным продавцом в B2B, необходимо потратить много времени и труда, однако в России таких специалистов очень мало — в большинстве случаев придётся учиться на своём опыте.
5. Категории продукции
Обычно, продавая товары или услуги для бизнеса, предприниматели предлагают следующее:
- Средства производства.
- Материалы и комплектующие.
- Предоставление офисной, складской или производственной недвижимости.
- Помощь в найме на работу сотрудников требуемого уровня квалификации.
- Возможности для повышения квалификации или других форм обучения сотрудников.
- Консультационные услуги.
Нужно учитывать, что компании могут приобретать товары не только для бизнеса, но и для своих сотрудников. Это может быть, например, продовольствие. Таким образом один и тот же покупатель может действовать как в сфере B2B, так и в B2C.
6. Маркетинговые приёмы в работе
При продажах корпоративным клиентам важно качество предоставляемых товаров и услуг. Однако для их продвижения нужно постоянно вести работу с ними. При этом надо учитывать следующее:
- Если просто расхваливать свой товар, то это не произведёт ожидаемого впечатления на покупателя. В этой сфере спросом пользуются только качественные товары.
- Важно регулярно напоминать о себе клиентам. Если товар им подошёл, то имеется высокая вероятность того, что они приведут новых клиентов.
- Перед тем, как непосредственно приступить к переговорам о продаже, нужно постараться узнать как можно больше о нуждах клиентов. Важно предложить такой товар, который поможет им стать более эффективными. В переговорах выгодно найти точки соприкосновения, которые могу стать основой для стабильных деловых отношений.
- Поддерживая контакты не нужно быть откровенно навязчивым. Продажи станут реальностью только тогда, когда станут отвечать нуждам клиентов.
При продаже нужно учитывать, что проданная продукция требует обеспечения необходимого уровня сервиса. И для продавца и для покупателя выгодно предлагать комплексный продукт — вместе с оборудованием предлагать ремонт, обслуживание, консультации и то, что ещё может потребоваться покупателю для работы с ним.
7. Что такое активные продажи в этой сфере
Для того, чтобы сделать прибыль максимальной, нужно постоянно работать над увеличением качества и количества продаж. Чтобы осуществлять активные продажи, нужно обеспечить выполнение следующих условий:
- Перед тем, как начать работать с клиентом, нужно постараться собрать всю доступную о нём информацию.
- В работе нужно стараться работать с ним в непосредственном контакте. Так можно лучше понять особенности, точнее представлять его требования.
- На основе проведённой предварительно работы важно определить ключевые особенности клиента.
- Чтобы представить товар нужно продумать и провести эффектную презентацию. Необходимо грамотно работать с возражениями клиента.
Завершающим этапом является заключение договора и осуществление продажи. Если продавца постигла неудача, то она является ценным уроком. Необходимо провести детальный анализ и сделать выводы, которые помогут в дальнейшем избегать повторения сделанных ошибок.
Важным средством увеличения продаж является участие в специализированных выставках. Это возможность рассказать о своём предприятии и представить своё предприятие потенциальным клиентам. Здесь можно отвечать на вопросы клиентов, подробно рассказывать о созданных продуктах. Постоянным клиентам можно продемонстрировать последние достижения фирмы.
Чтобы добиться успеха продавец в этой сфере должен обладать следующими знаниями и навыками:
- Иметь высокий профессиональный уровень в сфере обычных продаж.
- Нужно быть хорошим психологом. В рассматриваемой сфере большую роль играет личное общение. Нужно хорошо понимать собеседника и уметь повлиять на него нужным образом. Важно уметь найти подход к клиенту в различных ситуациях.
- В процессе работы нужно уметь достойно представить продаваемый товар. Поскольку покупателю требуются подробные знания о товаре, продавец должен глубоко разбираться в его особенностях. Важно уметь ответить на любые вопросы клиента и развеять возможные возражения.
Продажи в B2B требуют высокого профессионального уровня проведения продаж.
8. Отличия между B2B и B2C
- Они различаются тем, что у них разные клиенты и цели продаж. В первом случае покупают те, кто ведёт бизнес. Такие товары и услуги нужны для того, чтобы сделать его более эффективным. Покупки в сфере B2C частными лицами предназначены для удовлетворения их потребностей.
- Нельзя исключить ситуацию, когда одна фирма работает в обеих сферах.
- Потребители в большинстве случаев предпочитают приобретать наиболее дорогой товар, того типа, который им нужен. Для бизнеса требуется наиболее дешёвый вариант из тех, которые помогут им выполнить нужную задачу.
- Наилучшим спросом в B2C пользуется недорогой товар массового спроса. Продажи происходят в большом количестве. Активное ведение рекламной компании поможет существенно увеличить прибыль.
- В B2B сделки могут происходить всего несколько раз в год. Здесь важна не столько реклама, сколько способность товара решить нужную задачу. Здесь пользуются спросом дорогие товары. Небольшое количество клиентов способно создать источник стабильной прибыли.
Частные лица приобретают товар в тех случаях, когда у них возникает желание это сделать. Оно может быть связано с необходимостью, а может носить психологический характер. Бизнес покупает тогда, когда нет возможности без этого обойтись.
Заключение
Работа с корпоративными клиентами непохожа на проведение продаж массовому потребителю. Разница между двумя этими видами деятельности значительная. Однако если понимать особенности работы в B2B, то для бизнеса открываются большие возможности. Клиенты в этой сфере особое значение придают репутации продавца и также качеству продукции.
Смотрите также видео "B2B сегмент: что это и что вообще о нем нужно знать":
Смотрите также видео "B2B: Отличия b2b и b2c продаж":