Категория: Инвестиции / Дата: 22.01.2019

Франшиза (франчайзинг) — что это такое, плюсы и минусы

3/5 - (1109 голосов)

Понятие "франшиза" активно распрострилась среди начинающих бизнесменов и предпринимателей. Половина открываемых бизнесов работают по договору франшизы. Из этой статье вы познакомитесь с этим понятием. Рассмотрим их виды, сколько это стоит и расскажем плюсы и минусы франчайзинга.

1. Что такое Франшиза простыми словами

Франшиза (от франц. "franchise" — льгота) — это разрешение пользоваться чужим брендом. Того, кто приобретает это право называют "франчайзи", а бизнес-модель называется "франчайзинг" (с англ. языка означает "привилегия").

Говоря простым языком это открытие бизнеса под уже существующим брендом, использование его логистических поставок, опыта работы и прочее. Причём существуют разные франшизы от открытия малого бизнеса до целых фабрик.

Примерами являются множество крупнейших сетевых магазинов, кафе быстрого питания, парикмахерских и прочее. Например: Макдональдс, Сабвэй, КФС, Пятерочка.

История появления бизнес-модели "франшизы" уходит далеко в прошлое. Изобретатель первой швейной машины "Zinger" Исаак Зингер еще в 1858 г. понял, что не справляется с огромным спросом на машины. Он предложил первую модель франчайзинга в виде аренды производства его изобретения. Те, кто производили и продавали швейные машины Zinger платили ему процент от продаж.

За услугу пользования брендом франчайзи платит деньги (про взносы мы поговорим чуть ниже). Взамен франчайзер оказывает полную поддержку: консультации, оформление, советы по ведению бизнес-модели, даёт поставщиков товаров.

Франшиза набрала широкую популярность, поскольку процент закрытия бизнесов открытых по такой схеме значительно меньше, чем у бизнесов с нуля. По статистике лишь 20% по франшизе закрываются в течении 5 лет, в то время как собственный бизнес закрывается в 80% случаев. Эти цифры напоминают закон Парето или принцип 20/80.



2. Плата за использование франшизы

За пользование услугами франшизы необходимо платить. В зависимости от договора взносы могут быть разные как по размеру, так и по назначению. Чаще всего выделяют два вида платежей:

  1. Паушальный взнос (от нем. "pauschal" — целиком) — единоразовый взнос при оформлении договора на франчайзинг;
  2. Роялти (от англ. "royalty" — "доля короля") — ежемесячные отчисления. Как правило это процент от прибыли. Реже фиксированная плата;

Помимо этих двух обязательных платежей могут присутствовать еще и другие разовые платежи:

  1. Рекламные взносы (разовые выплаты на рекламные компании);
  2. Инвестиции в улучшение сервиса (например, изменение дизайна, технологий);
  3. Обучение персонала;
  4. Возобновление (renewal). Договор заключается на какой-то срок по истечению его чаще всего продляют за какую-то доплату;

Это платы владельцам бизнеса. Помимо этого франчайзи нужно будет:

  1. Оплатить помещение (выкупить его полностью или арендовать);
  2. Закупить оборудование;
  3. Найти персонал;
  4. Закупить продукцию/материалы необходимые для старта проекта;

На каждом этапе вас будут консультировать и помогать строить бизнес-модель. Ведь цель владельцев компании, сделать так, чтобы вы приносили им в конечном итоге прибыль.

3. Примеры популярных франшиз

Франшизы предприятий общественного питания занимают первые места в списке самых популярных.

Самым известным современным человеком, который смог заработать на франшизе миллиарды долларов Рэй Крок - владелец Макдональдса. Во всеми мире более 30000 ресторанов Макдональдс и это один из самых популярных вариантов для открытия бизнеса у новых предпринимателей.

Россия относится к развивающим странам, поэтому в нашей стране многие сетевые гиганты еще только начинают появляться и разрастаться. Например, "Макдональдс", "БургерКинг", "КФС", "Сабвэй", "Крошка картошка", "Кофе с собой".

Также всегда в тренде следующие направления

  • Товары для детей;
  • Магазины одежды и обуви;
  • Кино;
  • Медиа франшиза;
  • Спорт;
  • Страхование;


4. Какие выделяют виды франшиз

По способу ведения бизнеса можно разделить выделить следующие виды франшиз

  1. Стандартная. Самая распространенная франшиза среди всех. Франчайзи работает по правилам, которые были прописаны в договоре. Он не имеет права что-то убрать или добавлять в ассортимент, делать или не делать акции и прочее;
  2. Свободная. Более редкая форма, которая дает возможности самостоятельно принимать многие решения касательно маркетинга, ассортимента, вида товаров и прочее. Конечно, и здесь есть свои правила, но они дают некую свободу;
  3. С замещением;
  4. Готовое предприятие. Продажа готового бизнеса. Стоит дорого, но зато ничего делать не надо. Да и риски минимальны;

По направлению бизнеса франчайзеры выделяют следующие варианты:

  1. Бизнес-франшиза. В основном сюда относятся ресторанчики быстрого питания;
  2. Товарная. Открытие производства по изготовлению одежды, комплектующих;
  3. Производственная. Похоже на предыдущую, но относится к еде;

По организации ведения деятельности франшизы выделяют:

  1. Прямые. Стандартная схема на право открыть один объект;
  2. Мульти-франшиза. Открытие определенного количества объектов за какой-то установленный промежуток времени;
  3. Мастер-франшиза. Даёт право стать франчайзером на какой-то территории;

5. Сколько стоит франшиза — примеры

Сразу скажу, что для открытия ресторанов Макдональдс, КФС потребуется порядка 50-100 млн рублей. Такие заведения под силу только крупным предпринимателям.

Название брендаПаушальный взнос (руб)Инвестиции (руб)Роялти
Додо Пицца350 тыс.3 млн3-5%
Pizza Celentano400..800 тыс.2 млн2%
Papa Johns1 млн10 млн6%
Domino`s Pizza2 млн15 млн7%
FixPrice300 тыс.4..6 млн4%
Инвитро300 тыс.2..4 млн28 тыс.
Суши мастер500 тыс.2..4 млн4.2%
Шоколадница2,5 млн6..15 млн7%
Тонус клуб500 тыс.2..9 млнот 38 тыс.
KillFish600 тыс.3..6 млн6%
Слетать0100 тыс.от 10 тыс.
Bershka02 млн3%

Рассмотрим на примере схему работу в Мастер Суши:

6. Плюсы и минусы франчайзинга

Плюсы:

  • Возможность быстро открыть свое дело, которое уже "на слуху" и имеет бренд;
  • Нет необходимости вкладывать в рекламу и ожидать долгого эффекта отдачи;
  • Поддержка со стороны организаторов;
  • Высокий порог успеха;

Минусы:

  • Необходимо платить вступительный взнос, а после роялти;
  • Нет возможностей для самостоятельных маркетинговых идей;
  • Большие вложения в организацию производства;
  • Франчайзер может прекратить договор;

Смотрите также видео "7 ошибок, которые следуют избегать тем, кто открывает бизнес по франшизе":



Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оборудование для пекарен: оборудование для пищевого производства CRV bakery.