Категория: Разное / Дата: 11.11.2020

Регламент — понятие и виды, подробный обзор

3.1/5 - (246 голосов)

Понятие "регламента" пришло в Россию из Франции. У него может быть несколько разных значений, поэтому слово широко используется в различных направлениях деятельности, включая научные процессы. Зачастую, регламентом называют какой-либо нормативный акт, описывающий выполнение конкретной работы.

1. Что такое регламент простыми словами

Регламент (от франц. «reglement») – это правила или установленный порядок действий, которые следует выполнить для достижения поставленной цели.

Регламент переводится как «свод правил». Например, кулинарный рецепт, также можно считать регламентом, так как в нём описывается процесс приготовления блюда, указан список ингредиентов и их количество. Ещё в рецепте установлен порядок приготовления, а также время. Но, в народе рецепт никогда не называют регламентом. Это понятие принято использовать в других областях.

Регламент – это документ, где описан порядок и этапы, которых следует придерживаться группе участников для выполнения какого-либо бизнес-процесса. Как правило, здесь указывают сроки начала и завершения процесса.

В разговорной речи понятие часто используется для обозначения ограничений публичного выступления. Например, это может происходить на собрании в компании во время обсуждения разных вопросов.

2. Обозначение понятия регламент в разных сферах

В зависимости от сферы, в которой применяется понятие «регламент», он может иметь разное обозначение:

  • Этапы проведения массового мероприятия. В первую очередь, речь идет о собраниях, заседаниях, конференциях и съездах участников разных представительных государственных органов;
  • Документ, где описаны особенности выполнения конкретных действий. В данном случае, процесс возглавляет один человек, в чьём подчинении есть группа людей. Она набрана с целью выполнения текущего бизнес-проекта. В таком регламенте указывают сроки выполнения каждого из этапов;
  • Совокупность правил, направленных на урегулирование работы какого-либо из учреждений. Также это может касаться конкретной организации или предприятия;
  • Регламентом иногда называют нормативные акты международного назначения;
  • Документ, устанавливающий обязательные требования, которые касаются объекта технического регулирования;
  • Разновидность использующихся в ЕС документов, но их чаще всего называют постановлениями;
  • Совокупность временно действующих или постоянных правил для урегулирования внутренней деятельности парламента, конкретного лица или нескольких представителей власти. Данный документ готовят, опираясь на действующие в государстве законы. Основной для формирования документа является Конституция. В данном случае, независимо от созыва, в парламенте формируют специальные комитеты. Их деятельность направлена на проверку выполнения всех требований по регламенту.

Понятие «регламент» используют для обозначения большого количества документов и сводов правил в зависимости от вида деятельности.



3. Список особенностей регламентов

Регламентом можно назвать любой документ, который разрабатывался и принимался ответственными лицами для урегулирования и оптимизации работы проекта, учреждения или сообщества. В нём поэтапно прописаны все шаги, а также ключевые моменты и требования, которые нужно обязательно выполнить. Иногда здесь указаны показатели, которых следует достигнуть по завершению проекта.

Например, если это бизнес-проект, для качественного и оперативного выполнения необходимо указать сроки, ресурсы (на которые можно опереться в процессе выполнения), а также рамки ответственности. Документу также может содержать обязанности и права каждого из участников проекта. Иногда это правила работы для комитетов, профессиональных сообществ, общественных учреждений или корпораций.

Регламент — это постоянный распорядок, отражающий особенности организации работы фирмы, правительственной палаты, политической партии или отдельных лиц. Такой же распорядок действует для контроля работы депутатов. Данные документы принимают совместно на голосовании всего парламента, опираясь на Конституцию и действующее законодательство.

Если необходимо отменить регламент, это можно сделать, обратившись к специальным комитетам, которые были созданы для контроля соблюдения прописанных в регламенте правил.

4. Какими бывают регламенты

На данный момент существует несколько разновидностей регламентов, которые используются как в отдельных обществах, так и во всех странах мира. При подробном изучении каждого из них можно заметить, что документы имеют большое отличие друг от друга. Всё зависит от сферы деятельности организации, сообщества или отдельной страны.

4.1. Административный регламент

Государством управляют специальные органы. Главной целью управленческого аппарата является защита прав и интересов жителей страны. Данное правило говорит о том, что для корректной работы государственных органов требуется взаимодействие с гражданами. Любой из них рано или поздно может обратиться в государственные органы за конкретными услугами.

Чтобы они предоставлялись в соответствии с законом, создают специальные административные регламенты, регулирующие исполнение государственных функций. В России, эти процессы осуществляются, опираясь на административную реформу.

Функции административного регламента:

  • Определение перечня государственных услуг, которые могут понадобиться юридическим или физическим лицам;
  • Установить полномочия гос. органов и их права. Также здесь следует учесть ответственность сотрудников соответствующих ведомств на основании должностных инструкций;
  • Установление обязанностей и вариантов взаимодействия органов. Имеется ввиду способ решения проблем, в том числе вопросов, которые касаются процесса передачи документов. Совместно органы должны определить порядок документооборота и распределить обязанности;
  • Установление сфер, на которое могут воздействовать органы власти.

Административный регламент — правовой нормативный акт, который устанавливает порядок предоставления муниципальных или государственных услуг, а также определяет стандарты их предоставления.

Административный регламент нужен для того, чтобы создать прозрачную схему оказания государственных услуг. Также он помогает уменьшить коррупционную составляющую при работе государственных органов. Документ регламентирует действия госслужащих, что необходимо для повышения эффективности их действий, а также работы в целом.

Благодаря интернету, электронный документооборот становится всё популярнее. Бумаги передаются через современные электронные средства связи. Благодаря этому прогрессу, административный регламент постоянно совершенствуется, что положительно отражается на эффективности работы государственных органов, предоставляющих услуги.

4.2. Генеральный регламент

Другими словами, этот документы можно назвать уставом государственной службы. В первую очередь, он предназначен для простых граждан, проживающих в стране. Этот регламент впервые издали в начале XVIII века, а конкретно в 1720 г. Его главная особенность на тот момент, это регулирование системы делопроизводства. Это касалось коллегий, на тот момент нового типа учреждений.

Генеральный регламент регулировал порядок осуществления действий в решении разных вопросов. Также в документе необходимо было указать порядок ведения документооборота, а также способ взаимодействия властей с организациями. В 1833 г. генеральный регламент перестал существовать, так как утратил свою силу. Это произошло благодаря созданию нового свода законов Российской Империи, которые принимались с целью регулирования более важных сфер деятельности для государства.

4.3. Технический регламент

Этот документ устанавливает порядок, нормы, а также условия выполнения каких-либо задач. В момент перехода от плановой экономики к рыночной, необходимо было обязательно придерживаться ГОСТов. В первую очередь, негативные стороны этих правил ощутил на себе конечный потребитель. Чтобы обезопасить потребителей от некачественной продукции, в 2002 г. был разработан соответствующий закон.

Именно с этого момента были введены технические регламенты. Эти документы определяли обязательное требования касательно критериев безопасности производимой продукции. Также здесь устанавливались правила производства, а также были прописаны требования, обеспечивающие безопасность рабочих на производстве.

Данная разновидность регламентов разрабатывается специалистами, работающими в соответствующих сферах. Но, стоит понимать, что технический регламент не создают абсолютно для всего. Это требуется только в случае с той продукцией, которая может повлиять на здоровье граждан, сохранность их имущества, а также способной повлиять на природу.

Например, документ разрабатывают, чтобы производить невредную и полезную еду. Но при этом, он не может оказывать влияние на вкус колбасы, молока и т.д. Технические регламенты имеют юридическую силу в пределах ЕАЭС. Сюда входят Киргизия, Россия, Армения, Белоруссия и Казахстан. Говоря о Европейском Союзе, здесь действуют иные регламентирующие документы.

4.4. Регламент для управления бизнесом

Планомерно развивать бизнес, не организовав его работу на разных уровнях независимо от направления, невозможно без регламента управления. Он включает в себя инструкции, обязанности и правила, призванные регулировать деятельность компании и распределять задачи работников каждого из подразделений.



Чтобы иметь возможность развивать бизнес, необходимо создать регламенты на всех уровнях управления. В совокупности они сформируют системы управленческих регулирующих актов. В процессе создания организации, необходимо придерживаться следующих правил:

  • опираясь на мнение и опыт участников бизнеса, следует сформировать главную идею компании. На этом этапе определяются цели, а также пути для их достижения;
  • один из основополагающих этапов, это разработка устава компании;
  • далее подписываются контракты между всеми учредителями, регулирующие совместную деятельность;
  • следующей этап, это регистрация компании в ФНС;
  • после этого необходимо приступить к формированию штатного расписания, а также положениях об оплате труда;
  • один из последних этапов, это наем рабочих, а также заключение трудовых контрактов.

Такая разновидность регламентов необходима на этапе создания компании. В процессе её работы понадобятся другие регулирующие акты, которые следует определять, опираясь на сферу деятельности. Устанавливающие нормы, порядок, правила действий, а также управленческие регламенты могут иметь разное название. Например, положения, инструкция или методические указания. Но, они все объединены единой сутью, а именно регламентированием ведения предпринимательской деятельности внутри конкретной организации.


Заключение

Регламент можно считать регулирующей основой практически всех бизнес процессов. Это один из лучших способов организации деятельности предприятия, производства, публичных собраний или других событий. Правильно разработанный регламент поможет обеспечить плодотворную и корректную работу государственных органов.


Смотрите также видео "Алгоритм разработки регламента [Как создать и внедрить профессиональный стандарт?]":



Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *