Категория: Бизнес / Дата: 15.01.2020

Инвестиционные проекты — что это такое и что следует знать

3/5 - (1151 голос)

Слово "инвестиция" (англ. investmen) употребляется широко. Много говорят и пишут про инвестиции в бизнес, образование, науку, здравоохранение, экономику всего государства. На бытовом уровне это слово подразумевает выгодное вложение денег.

В реальности инвестирование означает рискованное капиталовложение, требующее многофакторного экономического анализа и сложных математических расчетов, — инвестиционного проектирования. Об этом пойдёт речь в статье.

1. Что такое инвестиционный проект простыми словами

Если следовать букве и духу российского законодательства, то:

Инвестиционный проект (англ "Investment project") — это документация, обосновывающая экономическую целесообразность капитальных вложений, их объёмов и сроков. Она включает в себя бизнес-план.

С законом трудно спорить, поэтому многие люди считают, что инвестиционный проект – это документ, разрабатываемый с целью привлечения инвесторов. Некоторые вообще ставят знак равенства между инвестиционным проектом и бизнес-планом. Иногда, в самых простых случаях, так и есть, но чаще все намного сложнее.

На практике понимается не просто пакет документов, а процесс.

Инвестиционный проект – комплекс мероприятий, совокупность идей и действий, направленная на достижение запланированной цели в ограниченные сроки путем управления инвестициями.

Инвестиция – это размещение денег, иных активов, имеющих денежную оценку, для получения финансовой прибыли или достижения иного полезного результата.

Инвестиционный проект всегда конечен как по вложенным в него средствам, так и по срокам. Время его реализации называется жизненным циклом. Жизненный цикл принято разбивать на этапы:

  • Прединвестиционный (подготовительный);
  • Инвестиционный;
  • Эксплуатационный;
  • Ликвидационный (необязательный);

2. Четыре этапа инвестиционных проектов

Этап №1. Прединвестиционный этап

Любой проект начинается с идеи. Её правильный выбор определяет конечный успех дальнейших действий. Начинающим бизнесменам полезно иметь в виду, что продвижение инновационных идей связано с серьёзными рисками. Если заниматься тем, чего никто никогда не делал, очень трудно просчитать все последствия и обойти подводные камни. Отношение инвесторов к подобным начинаниям соответствующее — их будет крайне тяжело убедить вкладывать деньги в подобные стартапы.

Выработка идеи — творческий акт. Он может занимать недели и месяцы.



Рождение бизнес-идеи лучше всего объяснить на примере. У Евгения Чичваркина, бывшего совладельца «Евросети», после того, как он обосновался в Лондоне, это заняло несколько месяцев. По его словам в интервью Сергею Полонскому на проекте Business Talk, он заходил в самые разные магазины в центре Лондона, везде что-то покупал, но все было не то. Так продолжалось до тех пор, пока он не посетил старейший винный магазин Великобритании Berry Brothers.

«Я понял, что мне приятно этим заниматься, в винном магазине я могу проводить часы, дни и вообще умереть».

Он решил для себя, что у него достаточно компетенций, чтобы делать нечто подобное.

Потом он не поленился и объехал примерно 50 похожих магазинов, главных возможных конкурентов, чтобы выявить их главное уязвимое место – уровень клиентского сервиса. Так родился инвестиционный проект Hedonism, который Чичваркин запустил совместно с Тимуром Артемьевым.

Этот пример показывает, чем должен руководствоваться предприниматель при выработке бизнес-идеи:

  • Идея должна нравиться самому автору. Желательно развиваться в той области, которая самому человеку по душе.
  • В избранной области должны быть компетенции. Это сэкономит время на получение необходимых знаний и опыта, убережет от принятия неправильных решений, позволит прямо управлять рабочими процессами.
  • Должны быть продуманы конкурентные преимущества. Необходимо проанализировать действия конкурентов, определить их слабые точки, чтобы в дальнейшем этим воспользоваться.

После принятия идеи начинается разработка инвестиционного проекта как документа. Его главная задача — привлечь деньги инвесторов. В этом его сходство с коммерческим предложением и отличие от обычного бизнес-плана. Структура этого документа может быть разной, но обычно она включает в себя следующие разделы:

  • Резюме. Краткое изложение проекта: суть, цель, какие суммы и для чего вкладывать;
  • Подробное описание. Учитываются все возможные нюансы и риски, подкрепляются математическими расчетами, прилагается маркетинговый план;
  • Выводы о целесообразности и выгоде проекта;

Математическая оценка выгодности проводится по многим показателям, основные из которых:

  1. Внутренняя норма доходности — это затраты, при которых проект выходит в ноль. Показатель его прибыльности или убыточности. Чем он выше, тем выгодней инвестиции.
  2. Срок окупаемости — это время, по истечении которого затраты и прибыль уравниваются. Очень важный показатель для инвесторов.
  3. Ликвидность — возможность инвестора продать свою долю с минимальными затратами — финансовыми и временными. Ликвидность считается через спред — разницей между ценой покупки и продажи. Приемлемым спредом считается 10-12% на срок не более 7 дней.

Разработка инвестиционного проекта как документа завершается его презентацией всем потенциальным инвесторам. Её целью является заключение инвестиционных договоров. Чтобы презентация прошла успешно, к ней нужно очень серьезно готовиться. Инвесторы любят точные формулировки и цифры, подкрепленные математическими расчетами. В случае успешного установления договорных отношений с инвесторами проект переходит в следующий этап.

Этап №2. Инвестиционный этап

На этом этапе происходят все основные капиталовложения. Они могут быть следующими:

  • Проектные работы;
  • Заключение договоров с непосредственными исполнителями;
  • Покупка или аренда земли;
  • Строительство зданий и сооружений;
  • Приобретение и монтаж оборудования;
  • Создание инфраструктуры;
  • Обучение персонала;
  • и другие;

Этап является затратным и рискованным. На нем могут выявиться неучтенные ранее факторы, требующие внеплановых финансовых вложений и дополнительного времени. Завершается сдачей объекта в эксплуатацию.



Этап №3. Эксплуатационный этап

Временной интервал, когда сделанные капиталовложения начинают приносить доход. Он характеризуется эксплуатационными издержками, например поддержанием оборудования в рабочем состоянии, его ремонтом, оплатой труда работников и другими, но прибыль уже покрывает эти расходы. Важнейшим показателем этой фазы является срок окупаемости. С этого времени инвесторы начинают получать доходы. Чем раньше окупится проект, и чем дольше длится этап эксплуатации, тем он успешнее.

Этап №4. Ликвидационный этап

Постепенно проект исчерпывает себя. Оборудование, здания, сооружения изнашиваются, прибыль начинает падать. В этой ситуации участникам целесообразно его закрыть, что связано с финансовыми и юридическими процедурами. Ликвидация вовсе не означает, что его владельцы просто поделят деньги и разойдутся. Может быть запущен новый инвестиционный проект. Например, модернизационный.

3. Кто принимает участие в инвестиционных проектах

Состав участников разнообразен и зависит от масштабов проекта. Для средних и крупных он может быть следующим:

  • Инициатор — автор идеи;
  • Заказчик — инициатор запуска проекта. Юридическое или физическое лицо, вкладывающее в реализацию собственные средства и (или) привлекающее инвестиции;
  • Стейкхолдеры — лица, заинтересованные в проекте и оказывающие на него влияние, не обязательно финансовое. Это, например, могут быть органы власти, СМИ, общественные деятели, формирующие общественное мнение;
  • Команда исполнителей — люди, выполняющие специфические функции. Подчиняются руководителю проекта;
  • Руководитель — отвечает за итоги выполнения проекта;
  • Лицензиар — организация, выдающая лицензии на различные виды деятельности;
  • Поставщик — снабжает оборудованием, сырьем, материалами;
  • Подрядчик — непосредственный исполнитель работ;
  • Контролирующие органы — обеспечивают надзор за соблюдением пожарных, санитарных, экологических и иных норм, установленных законодательством;
  • Потребитель — выгодоприобретатель конечного продукта. Лицо, определяющее спрос на результаты проекта;

4. Классификация инвестиционных проектов

Полная классификация – чрезвычайная сложная задача. Инвестиционный проект – многогранный процесс, обладающий десятками и сотнями характеристик, по которым его можно классифицировать. При этом числовые значения характеристик совершенно условны и отличаются крайне высокой дисперсией, то есть случайным разбросом.

Представляется разумным классифицировать инвестиционный проект по наиболее значимым характеристикам. Следуя этой логике, они бывают следующими.

По типу:

  • Производственные;
  • Экономические;
  • Коммерческие;
  • Финансовые;
  • Экономические;
  • Научные;
  • Научно-технические;
  • Экологические;
  • Социальные;
  • и другие;

По времени реализации:

  • Краткосрочные (до одного года);
  • Среднесрочные (от года до пяти лет);
  • Долгосрочные (свыше пяти лет);

По объему инвестиций:

  • Мелкие (до $10 000);
  • Средние (до $500 000);
  • Крупные (до $50 000 000);
  • Мега (более $50 000 000);

Объем инвестиций в мегапроекты может достигать десятков и сотен миллиардов долларов. Они обычно реализуются силами одного или нескольких государств с участием крупнейших национальных и (или) транснациональных корпораций. Пример – строительство газопроводов, нацпроекты РФ.

По степени риска:

  • Надёжные. Например, с участием государства;
  • Рискованные. Например, проекты по реализации инновационных идей;
  • Очень рискованные. Например, финансовые проекты, связанные с вложением в ценные бумаги, игрой на бирже на курсах валют, в том числе криптовалют. Но прежде всего хайпы/скам;

Тема хайпов достойна отдельного рассмотрения, поскольку в России в последние годы они вышли в ТОП лидеров по популярности.



5. Что такое хайп-проекты

Русское слово хайп – это игра слов. Оно происходит от двух английских источников:

  1. hype — обман, надувательство.
  2. HYIP (High Yield Investment Program) – высокодоходная инвестиционная программа.

Если соединить оба термина в один, то получится определение хайп-проекта.

Хайп-проект – это мошеннический проект, афера, разновидность финансовой пирамиды.

Главная отличительная черта хайп-проектов – их высокая обещанная прибыльность. Доход по ним может достигать 18-20% процентов в день. Обычно хайп-проект маскируется под высокодоходные инвестиции. Например, в криптовалюты. Очевидно, что к реальному инвестиционному проекту хайпы не имеют никакого отношения. Финансовые вложения в инх – это игра без правил, потому что правила игры известны лишь ее инициаторам. Хайп-проект может закрыться в любой момент, а его организаторы заберут себе все вложенные средства.

Сеть пестрит рекламой хайп-проектов и описанием правил заработка. Главное правило – войти на начальном этапе и вовремя вывести деньги. Но у кого есть силы для этого? Выигрыш растет до поры, до времени, хочется вносить деньги еще и еще, пока не наступит полный крах. Профессиональные шулера тонко используют человеческое стремление к легкой наживе многие сотни лет.

Вывод очевиден – не ввязываться в хайп-проекты ни в коем случае. Если тяга к получению адреналина слишком высока, гораздо выгодней сыграть в казино. Там, по крайней мере, все честно. Казино обыгрывает игрока математически, ему нет нужды жульничать.

Какой вывод из всего изложенного? Инвестиционные проекты – чрезвычайно интересная и многообещающая возможность заработка, как для инициаторов творческих идей, так и для инвесторов. Но легких денег не бывает, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Участие в инвестиционном проекте – это многогранная, трудоемкая, творческая задача. Это игра разума, обещающая желанный приз, но и не страхующая полностью от неудач, даже если все сделать правильно.


Смотрите также видео:



Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *