В финансовых новостях иногда появляются новости о проведении SPO компании. Что это такое? Хорошо ли это для бизнеса компании? Ответы на эти вопросы читайте далее.
Что такое SPO акции простыми словами
Цели продажи акций могут быть разные. Например, увеличить коэффициент Free Float (свободного обращающихся акций) для увеличения веса в индексе MSCI Russia.
Напомним, что акция — это долевая ценная бумага, которая даёт право на совладение частью компании. Количество во владении определяет долю инвестора в бизнесе. Держателей называют акционерами.
Крупные инвесторы не торгуют своими пакетами на фондовой бирже. Их часть акций лежит просто в депозитарии. Чаще всего их называют мажоритарными акционерами. Небольших держателей называют миноритариями (их пакеты менее 0,01% от общего выпуска на каждого инвестора).
Коэффициент free float показывает число акций находящихся в свободном обращении от их общего числа. Чем больше фри флоат, тем лучше для котировок компании. Они становятся более ликвидными.
Большинство начинающих инвесторов знакомо понятие IPO (первичное публичное предложение). Айпио — это первичный выход акций на биржу через фонды, банки. В случае с SPO происходит просто перепродажа уже находящегося в обращении пакета ценных бумаг.
Когда речь идёт про SPO, то имеется ввиду продажа непубличной части акций. То есть они не котировались на фондовом рынке, поскольку были во владении у стратегического инвестора, который владел пакетом с долгосрочными целями.
Кто проводит процедуру SPO:
- Сама компания, которая держала крупный пакет ценных бумаг у себя (казначейские акции);
- Государство;
- Крупные акционеры (имеется ввиду долларовые миллионеры и миллиардеры);
Например, государство могло владеть 55% компании. Чтобы не потерять контрольный пакет оно может продать 5% и всё равно остаться главным акционером. Тем не менее чаще всего пакеты продают другие крупные компании, исходя их своих личных интересов. Например, нужны деньги на другие инвестиции и прочее.
FAQ
FPO и SPO — в чём различия
Во время SPO не происходит дополнительной эмиссии акций (FPO, Follow-on Public Offering). Общее число ценных бумаг остается неизменным. Фактически просто пакет акций меняет своего владельца, становясь доступным для рядовых инвесторов.
На первый взгляд может показаться, что SPO должно негативно влиять на курс акций, поскольку крупный акционер продает свою долю. Значит, с бизнесом что-то не так, он как инсайдер хочет зафиксировать часть прибыли по высоким биржевым котировкам. Но это не всегда так очевидно.
В современном финансовом мире большое влияние на котировки стали оказывать биржевые фонды ETF. Речь прежде всего про те, которые копируют фондовые индексы (IMOEX, MSCI Russia).
Как связан ETF и SPO
Фондовые индексы включают в свой состав акции в разных процентных соотношениях. При этом есть ряд требований к каждой компании для включения его в индекс и максимально допустимым вес. Одно из требований предъявляется к коэффициенту free float. Чем он выше, тем лучше.
Компания проводя SPO, тем самым увеличивает долю free float. Фондовые индексы периодически делают ребалансировку весов. Если до этого маленький показатель free float мешал увеличению веса в индексе, то после SPO ситуация может изменится и вес будет увеличен. Далее ETF-фонды докупают акции на рынке, приводя свои пропорции компаний в соответствии с индексом.
Влияние ETF фондов на котировки отдельных компаний довольно велико, поскольку в них инвестируют многие инвесторы. Поэтому они создают большие перетоки денег из-за изменений веса в индексе.
Кто является покупателем пакета акций
Обычно покупателем выступает инвестиционные банки и фонды, которые в дальнейшем продают этот пакет для широкой публики. Процесс этот может занимать долгое время, т.к. вряд ли найдётся сразу такое большое число покупателей.
Возможно, покупателем будет новый стратегический акционер.
Как определяется цена SPO
Вопрос определения цены продажи пакета акций по SPO является довольно сложным. С одной стороны если разместить цену дороже, то можно очень долго искать покупателя. Долгое проведение SPO также будет негативно влиять, поскольку инвесторы поймут, что никто не заинтересован в покупке.
Если же размещать с дисконтом по более низкой цене, то это будет несправедливо по отношению к текущим акционерам.
Например, Газпром провёл два SPO в июле и ноябре 2019 г. И оба раза по цене ниже рыночной (на 10-15%). Обусловлена такая ситуация в том, что одним из условий продажи было удовлетворить условие "один лот - один покупатель". Несмотря на такой сильный дисконт котировки Газпрома не упали на этих новостях. Это еще раз подтверждает, что каждый случай дальнейшего поведения цены индивидуальный.