Как оценить эффективность работы компании? Для этого существуют различные коэффициенты. В этом обзоре мы рассмотрим один из ключевых показателей «рентабельность продаж» (ROS).
1. Что такое ROS простыми словами
Проще говоря: ROS показывает какую прибыль получает бизнес с каждого рубля выручки.
Существует несколько вариантов расчёта. У каждого есть свои небольшие нюансы.
Вариант 1. Формула ROS:
Этот вариант является классическим показателем рентабельности продаж. В большинстве случаев расчёт производится по такой формуле.
Есть ещё несколько способов подсчёта ROS.
Вариант 2. Формула ROS по валовой прибыли:
В этом случае исключается влияние на результат доли заёмного капитала и налоговых ставок.
Вариант 3. Формула ROS по бухгалтерской прибыли:
EBITDA (от англ. "Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization" — "прибыль до уплаты процентов по кредитам, налоговых и амортизационных отчислений").
Как показания ROS принято считать нормальными:
- до 5% — низкая;
- от 5% до 20% — средняя;
- свыше 20% — высокая;
В зависимости от сферы деятельности бизнеса нормальные показания будут разные. Например, для продуктовых магазинов ROS вряд ли будет превышать 10%.
2. Как использовать ROS
Сравнивать ROS имеет смысл только в рамках одних отраслей. Рентабельность отображает эффективность конкретного бизнеса.
Например, если у одного 5%, а у другого 10%, то эффективность работы второго на голову выше первого. Однако нельзя сказать, что стоит инвестировать во вторую компанию. Возможно она крайне дорогая по мультипликатору P/E.
Варианты использования ROS:
- Возможность контролировать ценовую политику и издержки;
- Анализ оценки работы и эффективности бизнеса;
- Анализ товарооборота;
- Поиск наиболее прибыльных товаров;
Также важен анализ во времени. Например, если из года в год ROS падает, то это будет тревожный знак. Возможно, бизнесу стоит сокращать какие-то издержки, иначе она рискует потерять чистую прибыль.
Другие показатели рентабельности:
Плюсы:
- Удобный инструмент для сравнения компаний из одной отрасли;
- Возможность оценить эффективность работы компании по годам;
- Возможность быстро оценить какую прибыль получают акционеры на каждый заработанный рубль компании;
Минусы:
- Несколько вариантов расчёта могут создавать сложности в понимании и сравнение;
- Подойдёт для сравнения только некоторых отраслей;