Категория: Инвестиции / Дата: 27.02.2019

Коэффициент P/E — как рассчитать и использовать в торговле

4.7 (93.33%) 3 vote[s]

В макроэкономических показателях компании обязательным элементом считается показатель P/E. Он помогает определить привлекательность (рентабельность) актива при инвестировании. В данном материале мы подробно и на понятном языке рассмотрим этот коэффициент. Дочитайте статью до конца и Вы будете разбираться во всех аспектах и нюансах этого мультипликатора.

1. Что такое показатель P/E простыми словами

P/E (от англ. "Price/Earnings" — "Цена/Прибыль") — это инвестиционный мультипликатор, который показывает за сколько лет окупится инвестиции в компанию при сохранении её текущего уровня прибыли.

Условно показатель P/E учитывает тот факт, чтобы вся прибыль направлялась на выплату дивидендов. Но такое даже теоретически невозможно, поскольку есть различные расходы на модернизацию, амортизацию, расширение, операционные расходы (CAPEX и OPEX) и прочее.

Благодаря P/E инвесторы могут косвенно понять справедливую стоимость компании, а точнее насколько недооценены или переоценены ее акции. Для расчета существует две формулы, которые дают одинаковый результат.

Формула расчета P/E
P/E = Price/EPS = Цена акции/Прибыль на акцию или P/E = Market Cap/Earnings = Общая капитализация/Прибыль компании

Что такое показатель EPS (Earnings per share). Это прибыль на одну акцию, которая рассчитывается по следующей формуле:

EPS = (Прибыль — Дивиденды)/Количество акций в обороте

Считается, что малые значения показателя говорят о дешевизне акций, а большие о дороговизне. Однако не все так просто. Чуть ниже мы поговорим об этих нюансах и реальных вариантах использования P/E для инвесторов.

Справедливая стоимость по P/E:
[среднеотраслевое P/E * чистую прибыль компании / количество акций компании] * 1000
Обратный показатель E/P

Обратное значение P/E (E/P) показывает годовую доходность в процентах.

Например, если P/E = 7, то это означает, что вложенные деньги полностью окупятся через 7 лет при сохранении текущей доходности фирмы. Можно подсчитать, что фактическая доходность составляет 14,3% годовых (E/P = 1/0.07 = 14,3).



Среднее значение коэффициента P/E для российских компаний составляет 6-8. Для американского рынка он значительно выше 18-25. Поэтому часто можно услышать в СМИ о недооцененности наших компаний, о том, что сейчас самое время для инвестиций в акции. Время идет, а ситуация не изменяется.

Бум доткомов

В 2000-ых годах возник так называемый "пузырь доткомов". Акции компаний связанных с интернетом стремительно росли не имея практически никаких прибылей. Все упиралось лишь в отдаленных перспективах сверхприбылей. Такой оптимизм привел к ажиотажному росту.

В пике роста коэффициент P/E доткомов достигал значения 100-1000. Не смотря на такой "бум" инвесторы все равно несли деньги в эту отрасль.

Однако ажиотаж закончился и все сильно переоцененные компании быстро "сдулись" в цене, а некоторые и вовсе обанкротились.

Стоит заметить, что P/E важен только для инвесторов. Трейдеры никогда не ориентируется на него, поскольку они зарабатывают на краткосрочных колебаниях, которые нельзя предсказать ориентируясь на этот показатель.

2. Виды P/E

Существуют несколько подходов к анализу и расчету мультипликатора. В связи с этим выделяют следующие его виды:

  1. Скользящий P/E (trailing twelve month, TTM). Средняя величина рассчитанная с использованием предыдущих значений 4 кварталов. Может показывать динамику прибыли и соответствующий реакции стоимости акции на его изменения.
  2. Приведенный P/E (или подвижный). Прогнозирование годового значения показателя на основе текущих данных за неполной период. К примеру, если прибыль за три квартала была 150, то можно предположить годовую прибыль в размере 200. Но стоит помнить, что это всего лишь прогноз.
  3. Прогнозный P/E (Forward). Основывается на опыте предыдущих лет, а именно на динамике прибылей и планов на следующий период.
  4. Коэффициент PEG (P/E to Growth Rate). Дают прогноз по темпам роста P/E на основе прогноза по прибыли. Этот инструмент полезен лишь для профессионалов.

3. Как использовать P/E для оценки инвестиций

1 Для объективной оценки рассчитывают 4 коэффициента P/E:

  1. Среднерыночный уровень (имеется ввиду по всей бирже)
  2. Значения компании за предыдущие периоды
  3. Среднеотраслевой
  4. Конкурентов

Только таким подходом можно получить реальные статистические данные для анализа и дальнейшего принятия решения. Нельзя по одному значению P/E принять решение о реальной стоимость. Возможно в этой отрасли есть другие компании с еще меньшим значением.


2 Коэффициент P/E может сильно колебаться, поскольку прибыль компаний и стоимость ее акций на бирже — волатильные величины. Более правильным решением оценивать длительные периоды: 5, 10 лет. Так поступал Уоррен Баффет. Хотя он в целом скептично относится к этому показателю.



3 Считается, что следует покупать акции с низким P/E. Однако такая стратегия требует уточнений. При таком подходе стоит оценивать лишь межотраслевые компании. К примеру, IT-сектор будет иметь средние значения в районе 20-50, а сырьевой 3-6. И это будет считаться нормой. Почему спросите Вы?

Дело в том, что сырьевые компании мало перспективны в плане наращивания прибылей. Как правило, это "гиганты" (например, Газпром) и лидеры поставок. Они при всем желании не смогут увеличить быстро поставки.

Плюс к тому же сырьевой сектор сильно зависят от валютных колебаний и стоимости ресурсов. В 2014-2015 году нефть упала в 4 раза и многие компании испытали проблемы. Хотя это стабильный бизнес с небольшим доходом, но в конечном итоге все инвесторы понесли потери за эти два года.

Другое дело IT-компании. Это молодые фирмы, которые быстро растут и развиваются. Их прибыли стремительно растут и им есть куда расти и развиваться. Возьмем для примера "Яндекс" (YANDEX). Его показатель P/E составляет 60, что говорит о сильной переоцененности при классической интерпретации. Но посмотрите на это с другой стороны, что она делает для своего развития.

Изначально Яндекс был поисковой системой и почтой, а его основной доход шел с контекстной рекламы. Со временем появились другие функции: Такси, Маркет, Еда, Путешествия, Диск, Музыка, Деньги, Переводчик, Толока и т.д. Компания превратилась в крупнейшего интернет-агрегатора, который расширяется на новых интернет-рынках.


4 Невозможно ориентируясь только на показатель P/E. К примеру, в одной отрасли есть компания с показателем 5, а другая 20. На этот раз может показаться, что ситуация очевидна: первая в 4 раза перспективнее. Но не стоит торопиться с выводами. Вспомните, что мы писали в начале статьи: ориентироваться только на значения мультипликатора может быть ошибочно. Нужно всегда смотреть и на другие факторы.

В данном случае, такая большая разница может быть обусловлена тем, что у первой компании есть огромные проблемы. Они могут связаны с чем угодно (долги, падение продаж, санкции, отсутствие инвестиций, потеря ключевых кадров). А второй компании дается куда большее доверие со стороны инвесторов, а значит в краткосрочной перспективе (скажем на год) она может вырасти еще.

Известные инвесторы Бенджамин Грэм и Джон Нефф всегда покупали лишь недооцененные акции (они ориентировались на долгосрочные вложения). В то же время, они говорили, что на бычьем рынке, скорее всего, будут расти быстрее компании с высокими P/E, чем с низкими.


5 Сравнить P/E акций с ОФЗ. При оценке рисков и доходностей в акции необходимо на что-то ориентироваться. Например, ожидаемый рост на 12% за год — это много или мало? Стали ли Вы рисковать ради этого? В каком-то случае да, в каком-то нет. Для оценки таких рисков существует понятие "безрисковая прямая" или доходность облигаций ОФЗ.

Текущая доходность по облигациям ОФЗ может быть очень привлекательна для инвестирования, если каких-то больших ростов по рынку акций не ожидается. Если текущая ставка к погашению краткосрочной ценной бумаги составляет 11% (мы получаем их с гарантией), то смысл нам делать инвестиции в акции ради 12%? Ведь мы можем заработать меньше или вовсе уйти в минус.

Объективная оценка текущей безрисковой доходности по гособлигациям поможет инвестору принять здравое решение. Чтобы найти P/E по ОФЗ нужно разделить число "100" на ее доходность. Например, P/E = 100/11 = 9.09 (в случае 11% годовых).



4. Критика или минусы использования P/E

Давайте перечислим по пунктам какие можно выделить минусы при анализе компаний опираясь на P/E.

1 Коэффициент может быть искажен по нескольким причинам. Существует два типа отчетности МСФО и РСБУ. В зависимости от того по какому типу берутся данные в расчет, итоговое значение P/E может разниться.

Помимо этого, могут быть еще и "махинации" внутри компании. Бухгалтерские учеты можно немного корректировать, улучшая показатели. Например, не учитывать какие-то расходы, но при этом разовые поступления включать в прибыль, хотя это не правильно.

Уоррен Баффет использовал для анализа только истинный денежный поток компании (чистая прибыль плюс безналичные взносы на износ и амортизацию за вычетом капитальных расходов). Он говорил, что только такой подход может говорить о истинной прибыли деятельности фирмы.

2 Невозможно оценить P/E для молодых компаний или же тех, у кого нет прибыли. Их показатели могут сильно колебаться от квартала к кварталу. Поэтому имеет смысл использовать этот вид анализ лишь для больших и устойчивых компаний.

3 Не учитывается задолженность. Лучше использовать показатели "EV/EBITDA" и "EV/Свободный денежный поток" при анализе привлекательности компаний.


Несмотря на все негативные стороны P/E, он остается одним из ключевых показателей при оценке инвестиционных идей. Думаю, что во многом это связано с простотой его расчета. Его часто используют для сравнения и принятия решений крупные фонды (ПИФы). Многие имеют даже правила для отбора активов, которые имеют заданные рамки показателя (обычно это диапазон от 10 до 20).



Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.