Категория: Инвестиции / Дата: 27.02.2019

Коэффициент P/E при выборе акций — как рассчитать и использовать в торговле

3/5 - (67 голосов)

При анализе макроэкономических показателях компании обязательным элементом для оценки прибыльности бизнеса считается показатель P/E. Он помогает определить привлекательность (рентабельность) актива при инвестировании. В данном материале мы подробно и на понятном языке рассмотрим этот коэффициент. Дочитайте статью до конца, чтобы разбираться во всех аспектах и нюансах этого мультипликатора.

1. Что такое показатель P/E простыми словами

P/E (от англ. "Price/Earnings" — "Цена/Прибыль", ПЭ) — это инвестиционный мультипликатор, показывающий за сколько лет окупится инвестиции в компанию, при сохранении её текущего уровня прибыли.

По другому мультипликатор P/E называют "коэффициент Шиллера".

Благодаря коэффициенту P/E инвесторы могут косвенно понять справедливую стоимость компании, а точнее насколько недооценены или переоценены её акции. Для расчёта существует две формулы, которые дают одинаковый результат.

Формула расчёта P/E

P/E = [Price]/[EPS] = [Цена акции]/[Прибыль на акцию]
или
P/E = [Market Cap]/[Earnings] = [Рыночная капитализация]/[Прибыль компании]
Что такое показатель EPS

EPS (Earnings per share) — это прибыль на одну акцию. Рассчитывается по следующей формуле:

EPS = [Прибыль — Дивиденды по привилегированным акциям] / [Количество акций в обороте]

Считается, что малые значения показателя говорят о дешевизне акций, а большие о дороговизне. Однако не всё так просто. Чуть ниже мы поговорим об этих нюансах и реальных вариантах использования P/E при выборе акций.

Формула справедливой стоимости по P/E:

[Среднеотраслевое P/E × Чистая прибыль компании / (Количество акций компании)] × 1000
Обратный показатель E/P

Обратное значение P/E (E/P) показывает годовую доходность в процентах, которую получают акционеры.

Например, если P/E = 7, то это означает, что вложенные деньги полностью окупятся через 7 лет при сохранении текущей доходности фирмы. Можно подсчитать, что фактическая доходность составляет 14,3% годовых (E/P = 1/0.07 = 14,3).



Среднее значение коэффициента P/E для российских компаний составляет 6-8. Для американского рынка он значительно выше 18-25. Поэтому часто можно услышать в СМИ о недооцененности наших компаний, о том, что сейчас самое время для инвестиций в акции. Время идёт, а ситуация с низкими коэффициентами пока не изменяется.

Показатель P/E учитывает тот факт, чтобы вся прибыль компании будет направляться на выплату дивидендов. Но такое даже теоретически невозможно, поскольку есть различные расходы на модернизацию, амортизацию, расширение, операционные расходы (CAPEX и OPEX) и прочее.

Стоит заметить, что P/E важен только для инвесторов. Трейдеры никогда не ориентируется на него, поскольку они зарабатывают на краткосрочных колебаниях, которые нельзя предсказать ориентируясь на этот показатель.

2. Виды P/E: скользящий, приведённый, прогнозный и PEG

Существуют несколько подходов к анализу и расчёту мультипликатора P/E. Выделяют следующие его виды:

  1. Скользящий P/E (trailing twelve month, TTM). Средняя величина рассчитанная с использованием предыдущих значений 4 кварталов. Может показывать динамику прибыли и соответствующий реакции стоимости акции на его изменения.
  2. Приведённый P/E или подвижный. Прогнозирование годового значения показателя на основе текущих данных за неполной период. К примеру, если прибыль за три квартала была 150, то можно предположить годовую прибыль в размере 200. Но стоит помнить, что это всего лишь прогноз.
  3. Прогнозный P/E (Forward). Основывается на опыте предыдущих лет, а именно на динамике прибылей и планов на следующий период.
  4. Коэффициент PEG (P/E to Growth Rate). Показатель для оценки растущих компаний, показывает насколько дорого оценен бизнес с учётом текущих темпов роста прибыли. Подробнее: формула и расчёт PEG.

3. Как использовать P/E для оценки инвестиций в акции

1 Для объективной оценки рассчитывают 4 коэффициента P/E:

  1. Среднерыночный уровень (имеется ввиду по всей фондовой бирже);
  2. Значения компании за предыдущие периоды;
  3. Среднеотраслевой;
  4. Конкурентов;

Только таким подходом можно получить реальные статистические данные для анализа и дальнейшего принятия решения. Нельзя по одному значению P/E принять решение о реальной стоимость. Возможно в этой отрасли есть другие компании с ещё меньшим значением.


2 Коэффициент P/E может сильно колебаться, поскольку прибыль компаний и стоимость её акций на бирже — волатильные величины. Более правильным решением оценивать длительные периоды: 5, 10 лет. Так поступал Уоррен Баффет. Хотя он в целом скептично относится к этому показателю.



3 Считается, что следует покупать акции с низким P/E. Однако такая стратегия требует уточнений.

При таком подходе стоит оценивать лишь межотраслевые компании. К примеру, IT-сектор будет иметь средние значения в районе 20-50, а сырьевой — 3-6 и это будет считаться нормой.

Почему нормы для каждого сектора разные? Дело в том, что сырьевые компании в большинстве случаев не имеют перспективы в плане наращивания прибылей. Как правило, это "гиганты" (например, Газпром) и лидеры поставок. Они при всём желании не смогут увеличить быстро поставки.

Плюс к тому же сырьевой сектор сильно зависят от валютных колебаний и стоимости ресурсов. В 2014-2015 гг. нефть упала в 4 раза и многие компании испытавали проблемы. Хотя сырьевые компании считаются стабильным бизнесом с небольшим доходом, но в конечном итоге все инвесторы понесли потери за эти два года.

Другое дело IT-компании. Это молодые фирмы, которые быстро растут и развиваются. Их прибыли стремительно растут и им есть куда расти и развиваться. Возьмем для примера "Яндекс" (YANDEX). Его показатель P/E составляет 60, что говорит о сильной переоценённости при классической интерпретации. Но посмотрите на это с другой стороны, что она делает для своего развития.

Изначально Яндекс был поисковой системой и почтой, а его основной доход шел с контекстной рекламы. Со временем появились другие функции: Такси, Маркет, Еда, Путешествия, Диск, Музыка, Переводчик, Толока и т.д. Компания превратилась в крупнейшего интернет-агрегатора, который расширяется на новых интернет-рынках.


4 Нельзя ориентироваться только на показатель P/E.

Например, в одной отрасли есть компания с показателем 5, а другая 20. На этот раз может показаться, что ситуация очевидна: первая в 4 раза перспективнее. Но не стоит торопиться с выводами. Вспомните, что мы писали в начале статьи: ориентироваться только на значения мультипликатора может быть ошибочно. Нужно всегда смотреть и на другие факторы.

В данном случае, такая большая разница может быть обусловлена тем, что у первой компании есть огромные проблемы. Они могут связаны с чем угодно (долги, падение продаж, санкции, отсутствием инвестиций, потеря ключевых кадров). А второй компании даётся куда большее доверие со стороны инвесторов, а значит в краткосрочной перспективе (скажем на год) она может вырасти ещё.

Известные инвесторы Бенджамин Грэм и Джон Нефф всегда покупали лишь недооценённые акции (они ориентировались на долгосрочные вложения). В то же время, они говорили, что на бычьем рынке, скорее всего, будут расти быстрее компании с высокими P/E, чем с низкими.


5 Сравнить P/E акций с ОФЗ.

При оценке рисков и доходностей в акции необходимо на что-то ориентироваться. Например, ожидаемый рост на 12% за год — это много или мало? Стали ли вы рисковать ради этого? В каком-то случае да, в каком-то нет. Для оценки таких рисков существует понятие "безрисковая прямая" или доходность облигаций ОФЗ.

Текущая доходность по облигациям ОФЗ может быть очень привлекательна для инвестирования, если каких-то больших ростов по рынку акций не ожидается. Если текущая ставка к погашению краткосрочной ценной бумаги составляет 11% (мы получаем их с гарантией), то смысл делать инвестиции в акции ради 12%? Ведь мы можем заработать меньше или вовсе уйти в минус.

Объективная оценка текущей безрисковой доходности по гособлигациям поможет инвестору принять здравое решение. Чтобы найти P/E по ОФЗ нужно разделить число "100" на её доходность. Например, P/E = 100/11 = 9.09 (в случае 11% годовых).



4. Критика или минусы использования P/E

Давайте перечислим по пунктам какие можно выделить минусы при анализе компаний опираясь на P/E.

1 Коэффициент может быть искажен по нескольким причинам. В нашей настране пользуются популярностью два типа отчётности: МСФО и РСБУ. В зависимости от того по какому типу берутся данные в расчёт, итоговое значение P/E может разниться.

Помимо этого, могут быть ещё и "махинации" внутри компании. Бухгалтерские учёты можно немного корректировать, улучшая показатели. Например, не учитывать какие-то расходы, но при этом разовые поступления включать в прибыль, хотя это не правильно.

Уоррен Баффет использовал для анализа только истинный денежный поток компании (чистая прибыль плюс безналичные взносы на износ и амортизацию за вычетом капитальных расходов). Он говорил, что только такой подход может говорить об истинной прибыли деятельности фирмы.


2 Невозможно оценить P/E для молодых компаний или же тех, у кого нет прибыли. Их показатели могут сильно колебаться от квартала к кварталу. Поэтому имеет смысл использовать этот вид анализ лишь для больших и устойчивых компаний.


3 Не учитывается задолженность компании. Лучше использовать показатели мультипликаторов EV/EBITDA, Долг/EBITDA и EV/Свободный денежный поток при анализе привлекательности компаний, которые показывают закредитованность относительно прибыли.


Несмотря на все негативные стороны P/E, он остается одним из ключевых показателей при оценке инвестиционных идей. Думаю, что во многом это связано с простотой его расчёта. Его часто используют для сравнения и принятия решений крупные фонды (ПИФы). Многие имеют даже правила для отбора активов, которые имеют заданные рамки показателя (обычно это диапазон от 10 до 20).

Помимо этого мультипликатора ещё широкой популярностью пользуются показатели:

А также показатели рентабельности:

5. Пример использования P/E в бум доткомов

В 2000-ых годах возник "пузырь доткомов". Акции компаний связанных с интернетом стремительно росли, не имея практически никаких прибылей. Всё упиралось лишь в отдаленных перспективах сверхприбылей. Такой оптимизм привёл к ажиотажному росту.

В пике роста коэффициент P/E доткомов достигал значения 100-1000. Не смотря на такой "бум" инвесторы все равно несли деньги в эту отрасль.

Однако ажиотаж закончился и все сильно переоцененные компании быстро "сдулись" в цене, а некоторые и вовсе обанкротились.

Разумные инвесторы бы не потеряли деньги на том кризисе, поскольку они бы никогда не купили бизнесы с пустым балансом и высокими P/E.


Смотрите также видео про "Как посчитать коэффициент Цена-Прибыль. Что такое P/E":



Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *