Категория: Разное / Дата: 17.05.2021

Декарбонизация — для чего нужна и как проводится

3.1/5 - (254 голоса)

В современном мире экономическая деятельность компаний и государств напрямую зависит от климатических изменений, которые с каждым годом становятся всё существеннее. Эксперты верят в то, что рынок в будущем будет подчиняться только тем, кто сможет своевременно внедрить «зелёные» технологии, так как традиционные энергокомпании вскоре могут лишиться лидерства.

1. Что такое декарбонизация простыми словами

Декарбонизация (от англ. "decarbonization") — это комплекс мероприятий, направленных на снижение количества выбросов парниковых газов, которые образуются в процессе сжигания ископаемого топлива. На данный момент в мире действуют глобальные температурные стандарты. Их соблюдение в будущем будет зависеть от качества декарбонизации.

Один из основных способов снижения вредных выбросов, это переход на электрический транспорт и модернизация производств по выработке металлургических производств и связанных с химической промышленностью. Декарбонизация характеризуется повышением роли низкоуглеродной энергетики. Одновременно с этим, ископаемое топливо должно использоваться крайне редко. Также сюда входит использование возобновляемых источников энергии, это может быть солнечная энергия, ветровая или геотермальная.

Сокращение использования ископаемого топлива также может произойти на фоне масштабного перехода на электромобили или авто на водородных двигателях. Если углеродоемкость в таких секторах как энергетический и транспортный снизится, это поможет быстрее достигнуть главных характеристик, близких к нулевым выбросам, что соответствует государственным стандартам.

2. Причины декарбонизации

Власти большинства развитых государств проявляют повышенную озабоченность чрезмерными выбросами в атмосферу углекислого газа только последние 10-15 лет. Это происходит, так как наблюдаемые сейчас глобальные изменения климата тесно связаны с концентрацией CO2 в атмосфере.



Все эти изменения спровоцированы деятельностью человека. Резкий скачок содержания CO2 в атмосфере произошел после «промышленной революции». В то время, основным топливом являлся уголь. Постепенно ситуация ухудшилась, что заметно отразилось на сегодняшнем состоянии климата. Поэтому и возникла необходимость в декарбонизации.

Снизить количество выбросов можно за счет применения таких мер как:

  • Использование «зелёных» источников для снижения удельных выбросов CO2 на единицу энергии;
  • Повышение энергоэффективности (речь идёт о повышении показателей более чем на 20%. В Противном случае, это будет бесполезным);
  • Переход на безуглеродные источники энергии.

Следует воздействовать на проблему целенаправленно, чтобы эффективно снижать нагрузку окружающую среду. Но, не стоит забывать о проблемах, которые могут произойти в процессе перестройки энергетических систем и экономики. Декарбонизация не подразумевает моментальный отказ от привычных для человека источников энергии, то есть ископаемых углеводородов.

3. Что входит в планы зарубежных партнёров

Более 150 государств уже успели предоставить свои планы по декарбонизации на период до 2030 года. Например, Париж обещает исключить из рынка и дорог внутри страны автомобили, работающие на дизельных двигателях. Правительство Франции собирается реализовать этот план до 2040 года.

Также местные власти хотят пересадить своих граждан на полностью электрические и гибридные электрические модели автомобилей. Постепенно происходит переход к возобновляемым источникам энергии. На данный момент, они являются производителем 25-30% энергии во всём мире.

Ставится вопрос о парниковых газах, которые выбрасывают электростанции, работающие на ископаемом топливе. Количество вредных веществ можно снизить благодаря внедрению технологий улавливания, и в дальнейшем хранения углеродных выбросов (CCS). Сегодня в мире работает 20 крупномасштабных объектов CSS и ещё большее количество находится в процессе строительства.

4. Ситуация с декарбонизацией в РФ

Если сравнивать с другими странами мира, низкоуглеродная перспектива РФ кажется достаточно размытой. Если сравнивать с периодом 1990-2002 года, вредные выбросы сократились больше чем наполовину. На сегодняшний день дела обстоят хуже, но не существенно. Количество выбросов по сравнению с 1990 годом возросло всего на несколько процентов.

4 ноября 2020 года президентом был подписан указ «О сокращении выбросов парниковых газов». На его основании была поставлена новая цель, сократить выбросы на 30% к 2030 году. Но, несмотря на такое стремление к сбережению окружающей среды, никто из зарубежных партнёров России не воспринял это всерьёз.

Это объясняется тем, что общая цель по увеличению эмиссии и воплощения в жизнь проектов, касающихся снижения выбросов, взаимоисключают друг друга. Зарубежные инвесторы не заинтересуются подобными проектами. Ситуация, при которой где-то нужно увеличить, а где-то уменьшить, является противоречивой признанным международным сообществом принципам экологической целостности.

Сегодня практически все стратегии и планы РФ в энергетике связанны с ростом потребления и соответственно добычи газа, нефти и угля. Это говорит о том, что выбросы парниковых газов также увеличатся. Поэтому, о внедрение «зелёных технологий» пока не может быть и речи. Отсутствие внутреннего регулирования и установленной цены на CO2 не убережет РФ от пограничного налога с ЕС, а также в других государствах.

То же самое ожидает «Аэрофлот» и остальные авиакомпании, которым придётся заниматься получением квоты на международные перелеты и вместе с этим оплачивать и отчитываться за количество выбросов CO2. Говоря о международных морских перевозках, это также объект углеродного регулирования. По мнению экспертов, установление внутренних цен на углерод, это более выгодный путь, если сравнивать с оплатой за выбросы при международных перевозках.

Так деньги будут оставаться внутри страны. Также это является одним из инструментов внедрения программы по модернизации экономики. Но, на данный момент власти не считают необходимым вносить какие-либо существенные изменения в этом вопросе. При этом, остальные страны, экономика которых зависит от ископаемого топлива, придерживается аналогичной стратегии ведения дел на международной арене.

5. Почему декарбонизация так важна

После того, как приоритетность декарбонизации была определена окончательно на основании изложенной в Парижском соглашении требованиях, Великобритания пообещала сделать всё необходимое для достижения нулевых чистых выбросов к 2050 году. После того, как в парламенте была объявлена информация о чрезвычайной климатической ситуации, сотрудники комитета по изменению климата порекомендовали, сделать всё возможное для того, чтобы достижение нулевого уровня выбросов парниковых газов стало не только возможным, но и рентабельным.



Быстрый переход к альтернативным источникам энергии на данный момент необходим, поскольку с каждым годом транспортный сектор нуждается во всё большем количестве электроэнергии. В связи с этим, повышение уровня энергоэффективности сегодня является приоритетным в вопросе улучшения качества воздуха и урегулирования глобальной температуры.

6. Водород как топливо будущего

Как известно, при замене природного газа водородом в качестве источника энергии, это не приводит к снижению парникового эффекта, но только если пар, образующийся после сжигания газа с содержанием водорода не конденсировать. Это одна из разновидностей топливных элементов, в которых выработка энергии происходит за счёт химической реакции, так как из топливных элементов вместе электрической энергией происходит образование пара.

Также стоит учесть ряд минусов водорода:

  • В промышленных объёмах получение топлива, это сложный и дорогой способ;
  • Недостаточно проработанный способ хранения топлива;
  • Стандарты транспортировки и применения топлива требуют усовершенствования;
  • Большой вес двигателей, работающих на водородном топливе;
  • На данный момент водородная инфраструктура практически отсутствует;
  • Дороговизна водородных элементов.

Кроме этого, стоит учесть, что переход к водородной энергетике должен происходить на фоне проработки технологии, позволяющей снизить выбросы в атмосферу не только углекислого газа, а и водяного пара.


Заключение

Одна из главных задач декарбонизации заключается в поиске способов, позволяющих транспортировать полученную энергию на большие расстояния с минимальными финансовыми потерями. Большинство стран уже начали адаптацию экономики под новые стандарты. Но, о полной декарбонизации говорить ещё слишком рано, для этого понадобится ещё несколько десятков лет.



Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *