Категория: Разное / Дата: 13.08.2021

Что такое постоплата и как работает, плюсы и минусы

4 (80%) 4 vote[s]

В момент заключения соглашения, один из главных предметов переговоров, это способ расчётов за проделанные работы или предоставленные услуги. Исполнитель может получить деньги вперёд или после выполнения условий договора. Иногда деньги перечисляются поэтапно. Если в качестве формы расчётов выбрана постоплата, сторонам следует знать о важных особенностях, которые помогут избежать конфликтных ситуаций.

1. Что такое постоплата простыми словами

Постоплата (англ. "post-payment") — это форма расчётов, при которой исполнитель получает деньги только после того, как выполнит свои обязательства по соглашению. Такой способ оплаты распространён в сфере услуг, при проведении подрядных работ, в сервисных контрактах, а также при купле-продаже товаров.

Зачастую постоплата встречается в тех отраслях, где на данный момент наблюдается высокая конкуренция. В таком случае, исполнитель использует данную форму расчётов в качестве бонуса. Заказчик получает возможность оплатить услугу, работу или товар только после предоставления в надлежащем качестве. Также постоплата в данном случае выступает гарантией для покупателя, ему не приходится платить деньги за «кота в мешке».

Кроме этого постоплата часто применяется в процессе работы с населением. Здесь говорится о предоставлении коммуникационных, а также коммунальных услуг. Сюда же можно отнести ремонтные работы и другие услуги из сферы бытового подряда. Активнее всего такая форма расчётов используется представителями среднего и малого бизнеса.

Постепенно механизм постоплаты внедряется практически во все отрасли за счёт большого количества преимуществ. Это один из ключевых инструментов, которых может значительно повысить уровень доверия между сторонами сделки. Если исполнитель согласен на то, чтобы получить деньги после исполнения обязательств по договору, это свидетельствует о его ответственности и уверенности в качественном выполнении поставленных задач.

2. Почему постоплата становится популярной

Существует несколько причин стремительного набора популярности предоплаты как основной формы расчётов при заключении договоров, а именно:

  • клиенты хотят получать дополнительные преимущества при заключении сделки;
  • на фоне высокой конкуренции заказчики получают возможность диктовать выгодные для себя условия;
  • недостаточно хорошо организованная работа внутри компании, которая провоцирует ряд проблем в документообороте.


Несмотря на то, что иногда компании пытаются обходить варианты с постоплатой из-за существенных недостатков, некоторые из них придерживаются противоположного мнения. К примеру, молодые компании могут использовать эту форму расчётов, чтобы повысить свою конкурентоспособность и завоевать доверие заказчиков.

Касательно крупных организаций, для них постоплата является инструментов для проявления лояльности к проверенным заказчикам или при заключении особых форм договорённости. Но, специалисты уверены, что в целом рост популярности постоплаты влияет на рынок негативно, порождая нездоровую конкуренцию, обусловленную невозможностью среднего и мелкого бизнеса конкурировать с крупными компаниями.

3. Как указать постоплату в договоре

Если у заказчика есть возможность перевести деньги исполнителю уже после предоставления услуг, товаров или проведения работ, таким образом он минимизирует риски за счёт того, что исполнитель с меньшей долей вероятности подойдёт к работе безответственно. Но, для исполнителя риски возрастают на фоне следующих возможных обстоятельств:

  • в процессе выполнения заказа исполнителю придётся тратить личные средства без уверенности в том, что его работа в итоге будет оплачена;
  • возникает вероятность нехватки средств в обороте;
  • могут возникнуть проблемы на этапе получения денег от контрагента.

Если в качестве формы расчётов выбрана постоплата, в договоре нужно указать следующее:

  1. Этап, на котором должно произойти перечисление средств. Здесь следует указать конкретные действия исполнителя, после которых заказчик обязуется перевести ему заработанные деньги.
  2. Возможные действия исполнителя на случай нарушения условий договора со стороны заказчика. Например, обращение в конкретный суд или другие способы для урегулирования вопроса.
  3. Если заключается договор на долгосрочной основе, следует указать условия периодичности оплаты и сроки.
  4. Список документов, которые будут служить основанием для денежного перевода.
  5. Ответственность на случай возникновения просрочки.
  6. Время и дата, когда взятые заказчиком обязательства по денежным переводам будут считаться исполненными.

4. Отсрочка платежа

Отсрочка является одной из разновидностей постоплаты. Это стопроцентная оплата стоимости услуг или товаров, которую заказчик получает через определённое время. В большинстве случаев, данная форма расчётов используется в дропшиппинге. Таким образом, заказчику требуется время, чтобы перепродать услугу или товар конечному потребителю. После от него будет получена оплата, что позволит рассчитаться с поставщиком.

В данном случае, право собственности на услугу или товар моментально переходит заказчику при получении товара. Касательно срока отсрочки, он может быть разным, поэтому данный вопрос следует заранее оговорить с клиентом. Такая разновидность оплаты пользуется популярностью у ритейлеров, а также подходит маркетплейсам, оптом закупающим товар и размещающим его на различных интернет платформах или точках оффлайн.

5. Постоплата в сфере рекламы

Влиятельные экономисты считают, что постоплата, это один из основных факторов, сдерживающих эффективное развитие рекламной отрасли. Это объясняется отсутствием возможности выполнить новый заказ до того, как будет получена оплата за предыдущий. Главная проблема, которую способна породить постоплата в условиях рекламного рынка, это нехватка оборотных средств.

В связи с этим, эксперты разрабатывают способы борьбы с данной проблемой. В первую очередь, это касается неуплаты за аренду и задержки заработной платы. Каждая из этих ситуаций со временем может привести к закрытию компании, особенно, если речь идёт о среднем или малом бизнесе. Экономисты предлагают использовать факторинг в качестве «спасательного круга».

Таким образом недостатки постоплаты можно обернуть себе на пользу. Первое, на что стоит обратить внимание, это то, что при факторинге не требуется залог в случае оформления кредита. Как подтверждающие документы, здесь используются накладные или акты о выполненных работах, которые будут подписаны обеими сторонами.

Для фактора, эти бумаги будут признаны подтверждающими обязательства заказчика, поэтому на их основании он может предоставить денежные средства. Кроме этого, большинство рекламных агентств имеют как минимум 2-х крупных заказчиков. С их помощью компания может подтвердить свою платёжеспособность.

Таким образом, рекламное агентство может получить необходимое финансирование. Ещё одно преимущество данного способа заключается в том, что агентство, после того, как заказ будет выполнен, сможет получить не менее 90% от стоимости. Остальная сумма будет перечислена, когда фактор получит от заказчика полную оплату и удержит комиссию.

6. Какие проблемы могут возникнуть с постоплатой

Несмотря на большое количество преимуществ, эксперты считают, что для среднего и малого бизнеса постоплата является одним из факторов, который оказывает губительное влияние. С первыми проблемами такой формы расчётов бизнесмены начали сталкиваться достаточно давно. В большинстве случаев, этому способствовали крупные компании, которые за счёт лидерства на рынке могли позволить диктовать удобные для себя условия.

Такая ситуация наблюдалась не только на зарубежном рынке, а и в России. Особенно, ситуация усугубилась после кризиса 2008 года. В этот период действующие на рынке законы конкуренции потерпели большие изменения, что позволило заказчикам выдвигать свои требования в ходе сотрудничества. Если говорить о небольших и мелких компаниях, для полноценной работы им не требуется большое количество крупных заказчиков.

Вполне достаточно двух или трёх. Но, если клиенты не стремятся к тому, чтобы соблюдать сроки оплаты, которые указаны в договоре, это негативно отразится на финансовой устойчивости исполнителя. В большинстве случаев, представителям среднего и малого бизнеса приходится отказываться от предоплаты на фоне специфики ведения бизнеса в России.

Зачастую, это связано с монополизацией практически всех сфер и сложностью в процессе отстаивания своих прав в суде, что отчасти связано с несовершенством законодательства. Из-за этого небольшим компаниям приходится брать на себя дополнительные риски, так как отказываясь от механизмов постоплаты, они рискуют остаться без клиентов.

Кроме этого, исполнителю нередко приходится тратить большие деньги на реализацию проектов, что по факту означает кредитование заказчиков. Говоря о высокой заинтересованности со стороны клиентов в постоплате, её объяснить очень легко. Таким образом они минимизируют риски и избавляются от ответственности за допущенные ошибки в проектах по своей вине.

Если исполнитель не сможет выполнить работы в срок или произведёт их некачественно, заказчик имеет возможность отказаться от сотрудничества, не потратив ни копейки. Но в данном случае исполнитель понесёт большие убытки. Чтобы избежать этого, представители среднего и мелкого бизнеса пытаются взять хотя бы минимальную предоплату.

Если постоплату, связанную с покупкой продукции для перепродажи ещё можно как-то экономический оправдать, то приобретение товаров для личных нужд по данной форме расчётов сложно выдерживает какую-либо критику. На данный момент рынок подчиняется не тем, кто уверен в качественном выполнении заказа, а тем, кто готов на себя взять функции банка и предоставить кредит под нулевой процент.

Компании, представляющие средний и малый бизнес, могут обсудить с клиентами оптимизацию графика платежей, опираясь на свои возможности, но, зачастую, они вынуждены кредитовать своих клиентов на протяжении всего срока действия договора. Это приводит к этому, что у мелкого и среднего бизнеса не хватает денег на развитие и внедрение инновационных элементов и процессов.



В свою очередь, это приводит к отсутствию возможностей для наращивания производства, что необходимо для полноценного и эффективного развития экономики. В связи с этим, предпринимателям приходится самостоятельно искать деньги, необходимые для выполнения заказа. В основном, здесь можно воспользоваться двумя вариантами.

Первый – это кредитование в банке под клиентский проект, а второй – взятие займов на себя. Но, на данном этапе также возникает множество проблем, так как у представителей среднего и малого бизнеса редко оказывается в наличии имущество, способное выступить обеспечением кредита. В связи с этим, более чем в 50% случаев, банки отказывают. Но, даже если кредит будет получен, процентную ставку исполнителю придётся оплатить из своего кармана.

7. Пример рассмотрения споров в суде

Практически во всех случаях, иски по договорам, где была выбрана постоплата как основная форма расчётов, были поданы исполнителями. Это объясняется тем, что им часто приходиться сталкиваться с недобросовестными заказчиками, которые не платят деньги за выполненные работы или задерживают выплаты, нарушая условия соглашения.

Но иногда оказывается, что исполнитель сам повел себя недобросовестно, поэтому суды принимают окончательное решение только после того, как будут учтены мельчайшие детали дела. Например, был зафиксирован случай, когда рекламное агентство длительный срок занималось размещением рекламы клиента на различных платформах в интернете.

В результате заказчик уклонился от оплаты счетов по нескольким закрывающим актам. Суд в итоге не оказался на стороне исполнителя. Согласно договору, исполнитель должен был получить предоплату, а постоплата была возможно в случае направления специального письма с требованием, чего он не сделал. Это означает, что заказчик не мог накопить долги перед исполнителем.


Заключение

С одной стороны, постоплата обладает большим количеством преимуществ, но они практически никогда не ощутимы для исполнителей заказа, которым приходиться брать на себя большие риски. Это особенно опасно при сотрудничестве с новыми заказчиками. Также по мнению экспертов, данная форма оплаты тормозит естественное развитие экономики и препятствует свободной и прибыльной деятельности представителям среднего и малого бизнеса.



Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *