Категория: Экономические термины / Дата: 27.11.2020

Дефицит — что это такое, разновидности и причины

3.2/5 - (37 голосов)

В экономике понятие дефицит применяется в том случае, если государство начинает тратить больше, чем зарабатывать. Например, рассматривая ситуацию на примере государственного управления, дефицит может означать, что траты правительства превысили налоговые поступления, что влечет за собой увеличение государственного долга. В будущем, эта ситуация станет основным провокаторам повышение процента инфляции.

1. Что такое дефицит простыми словами

Дефицит (англ. deficit – "нехватка", "недостаток") – это недостаточное количество каких-либо ценностей в определённой сфере, например, в экономике термин означает превышение спроса над предложением.

В экономических сферах, понятие дефицит можно встретить в случаях, когда расходы превышают доход. Когда дефицит образуется в бюджете государства, это говорит о скачке инфляции в будущем. Но, некоторые эксперты доказывают, что дефицит бюджета иногда положительно сказывается на ситуации в стране и влечет за собой повышение национального дохода.

Дефицит также описывает ситуацию, при которой спрос на услуги значительно превышает реальное предложение. Например, это может произойти, если цены на продукцию никто не контролирует и не корректирует. Это делается искусственно с целью «чистки» рынка. При возникновении скачка спроса или падения предложения на отдельные услуги и товары, ряд общественных или юридических сообществ могут препятствовать повышению цен.

Это будет происходить до достижения уровня, который позволит безопасно провести «чистку» рынка. В дальнейшем, это также спровоцирует дефицит. Если это произойдет, предложение следует распределить доступным неценовым способом, например, с помощью рационирования, неформального или формального. Еще один из доступных способов, это образование очередей.



2. Разновидности дефицита

Существует 3 основных вида дефицита, а именно:

  1. Платежного баланса. В данном случае, речь идет об отрицательном платёжном или торговом балансе. Внешнеторговым балансом государства называется соотношение стоимости импорта и экспорта продукции за конкретный временной промежуток. Внешний торговый баланс объединяет в себе проведенные в кредит сделки и те, которые уже оплачены по факту. Его могут составлять по нескольким государствам или отдельным странам;
  2. Товарный. Означает недостаток продукции, которую потребители хотят приобрести по установленной на рынке стоимости, но не могут этого сделать из-за недостатка. Эта разновидность дефицита говорит о несоответствии спроса и предложения, также в этот период наблюдается отсутствие уравновешивающей ситуацию стоимости;
  3. Бюджетный. Здесь расходы государства превышают доходы. В обратной ситуации, когда доход значительно превышает расходы, это называют бюджетным профицитом. Чтобы профинансировать дефицит, государство может использовать несколько разных источников одновременно. Их делят на внешние и внутренние. В большинстве случаев, бюджетный дефицит, это негативное явление. Но, многие специалисты считают, что это не всегда так.
    Даже на сегодняшний день, многие государства имеют дефицитный бюджет. Если ежегодно страна пытается принять дефицитный бюджет, он может повлиять на усугубление циклических колебаний в экономике. Это происходит благодаря сокращению ряда основополагающих расходов, а также чрезмерного повышения налогов. В процессе регулирования дефицита, следует учесть не только актуальные задачи в бюджетной политике государства, а и долгосрочные планы.

3. Причины возникновения дефицита

Иногда дефицит, это дело рук монополистов, которые создают его искусственно. Это один из способов удерживать цены на их текущем уровне. Это необходимо для сохранения высокого уровня стоимости услуг и товаров в условиях отсутствия свободной конкуренции.

Дефицит иногда является результатом вмешательства регулирующих органов в механизме рынка. Например, если вводится ограничение максимальной стоимости на конкретную продукцию, через некоторое время может произойти ценовой дисбаланс. Это означает, что спрос останется на том же уровне или возрастёт, а предложение – сократится. Такая стратегия может привести к исчезновению товарной единицы с рынка.



Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *