Категория: Разное / Дата: 26.02.2021

Картель — для чего они нужны, подробное описание

3/5 - (59 голосов)

Термин «Картель» достаточно часть встречается и в курсах школьного обществознания, и в специализированных экономических институтах. Суть картеля состоит в объединении юридических лиц на основании картельного соглашения, с целью заполучить контроль над определённой частью рынка. При этом, у каждого участника соглашения есть возможность сохранить свой суверенитет.

1. Что такое картель простыми словами

Картель (англ. "cartel" – "объединение", "синдикат") — это одна из форм монополистического объединения, которая отличается от остальных возможностью участников сохранять свою производственную, юридическую и финансовую независимость. Каждый из членов картеля остаётся независимой экономической единицей.

Картели стали обычным явлением для экономики ещё со времён Промышленной революции. Также часто образовывались тресты и синдикаты. Но, с момента разработки эффективного антимонопольного законодательства, развитые страны смогли избавиться от такой формы монополизма.

На данный момент трестов и синдикатов практически нет. Остались только картели, несмотря на то, что власти всех развитых стран активно борются с ними. Картели можно отнести к одной из самых простых форм монополистического соглашения. Эта разновидность объединений стала популярной из-за того, что каждый из участников оставался независимым юридически, финансового и в производственном плане.

Формируются картели на основании сговора, который накладывает ряд ограничений на свободную конкуренцию. Понятия «картельный сговор» и «картель» можно считать синонимами. Отличие состоит в том, что сговор является противоправным явлением, а картель – это объединение юридических лиц, которые участвуют в подобном сговоре и выполняют все договорённости.

В процессе переговоров, будущие члены объединения могут договориться об объёмах производства, конкретном уровне цен, условиях найма специалистов и политике продаж. При этом, картель получит своё влияние только в том случае, если каждый из участников, который уже имеет свою долю рынка, не будет нарушать заключенные договоренности. Если условия не будут соблюдены хотя бы одним из членов картеля, он может полностью распасться.

Картельное соглашение запрещено на законодательном уровне, в связи с этим все объединения формируются тайно без заключения каких-либо документов. С юридической точки зрения, нарушение каких-либо условий соглашения не имеет никаких последствий. Но, участники картеля могут применять иные способы давления на нарушителей.

Картели формируются не официально.



Иногда, против компаний, нарушающих условия договора, другие участники объединения могут применять такие же стратегии, которые ранее были направлены на более слабых конкурентов. Например, это может быть демпинг цен, сговор с поставщиками и подобные методы, запрещённые законом.

2. Какие бывают виды картелей

Компании могут объединяться в разные разновидности картелей:

  • Денежные. Политика такого объединения подразумевает утверждение стоимости товара, унифицированной наряду с аналогичной ей цене доставки и оплаты;
  • Закупочные. В данном случае, цель заключённого монополистического соглашения состоит в том, чтобы закупать определённую разновидность товара или сырьё по оптовой цене. Если речь идёт о покупке большого количества продукции, практически все поставщики предоставляют достаточно большие скидки;
  • Деловые. Существуют картели продукции или льготные. Здесь участники объединения получают квоту для сбыта определённой продукции, опираясь на соответствующие производственные мощности. При этом, предложение регулируется целенаправленно посредством квот. В результате каждая из компаний картеля получает контроль над ценообразованием;
  • Калькуляционные. Каждый из участников такого объединения соглашается на общую структуру работы и предприятий. То же самое касается содержания расчётов;
  • Территориальной. К каждому из членов соглашения выделяется конкретная территория, на которой он может заниматься реализацией услуг и товаров;
  • Ценовые. Формируются с целью установления цен на конкретные товары на определенном уровне;
  • Кондиционные. Подразумевают разработку особых условий, на которых будет происходить реализация продукции;
  • Региональные. Как и в случае с территориальными, каждая из компаний получит свою зону для торговли, но на региональном уровне;
  • Контингетированные. Эта разновидность соглашений подразумевает установку квот для каждого из участников;
  • Производственные. Устанавливают производственные объёмы квоты для всех участников монополии;
  • Кризисные. Данная разновидность объединения может сформироваться в случае, когда на рынке резко падает спрос на какую-либо продукцию или же присутствует риск временного сокращения сбыта товаров. Объединения формируются с целью ограничения конкуренции. В случае резкого спада производства, картель будет заниматься разработкой своего оригинального плана действий;
  • Патентные. В картеле будут заранее определены направления, в которых можно использовать только что появившееся изобретение.

В условиях современной экономики могут формироваться такие монополистические объединения, которые способны не только устанавливать конкретную цену на товары и услуги, а и влиять на объёмы производства. Объединение может сделать это через определение квот на конкретный продукт или предприятие.

Простым языком, такие меры можно назвать принудительным снижением объемов производства, так как это мешает монополистической деятельности картеля. В крайнем случае, речь может идти о ликвидации компании, которая стоит на пути незаконного объединения и при этом может стать сильным конкурентом.

3. Признаки картеля

Присутствие картеля на рынке можно определить по следующим признакам:

  • Объединение сформировалось на основании устной договоренности;
  • Наличие принудительной системы. Это означает, что по отношению к некоторым участникам рынка применяются санкции. Иногда, это касается самих членов картелей, которые нарушили условия договора;
  • Каждый из членов объединения остаётся единственным собственником своего предприятия, сохраняя финансовую, юридическую и производственную независимость;
  • Для реализации определенной разновидности товара внедряются совместные стратегии. Иногда такой подход применяется к производству;
  • Все компании, состоящие в объединении, занимаются реализацией и производством аналогичных товаров или услуг.

4. Влияние картелей на экономику

Картельные соглашения заключаются только между теми компаниями, которые являются представителями одной и той же отрасли. В процессе ведения переговоров, они не координируют будущую деятельность и разрабатывают политику ценообразования. Таким образом, компании получают возможность устанавливать цены на определенном уровне в условиях локального рынка.

В таких условиях привычные механизмы спроса и предложения оказываются неактуальными, так как ни одна из компаний не может конкурировать с участниками картеля. Если любая другая организация установит аналогичные цены, она потерпит убытки, так как руководство не может получить скидки на сырьё из-за скромных объёмов закупок по сравнению с картелем.

Если конкуренты подавляются другими способами и участники объединения могут устанавливать свои цены на продукцию, потребитель вынужден покупать товары по неоправданно завышенной цене, за счёт чего картель получает сверхприбыль. Кроме этого, организациям, которым удалось согласовать конкретный уровень цен, необязательно вкладывать средства в развитие технологий.

Такая политика рано или поздно навредит отрасли в целом. В случае, если члены объединения, это крупные компании, сокращение инвестиционных вливаний в инновации является вредным для экономики страны в целом. В первую очередь, это происходит из-за того, что в остальных государствах в это же время компании могут ввести противоположную политику и заниматься модернизацией производства.

Чтобы увеличить свою прибыль, картель может пойти на сокращение издержек за счёт ухудшения качества товара. В результате, покупатели будут не только тратить больше денег, а и пользоваться некачественной продукцией.

Также деятельность картелей может сопровождаться такими негативными явлениями для экономики как:

  • Искусственное формирование цен;
  • Снижение инвестиционной привлекательности;
  • Исчезновение с рынка качественной продукции;
  • Отсутствие инноваций или замедление развития технологий.

5. Что влияет на эффективность деятельности картеля

Можно выделить несколько факторов, которые являются основополагающими в определении эффективности деятельности монополистического объединения. Основной из них, это принятие участия в такой разновидности объединения нескольких крупных компаний и их согласие на условия соглашения.

Если же лидирующие организации откажутся от участия в картеле, монополия может потерять контроль над ценообразованием и возможностью влиять на производственные объемы других производителей. То же самое может произойти если компании будут втянуты в картель путём обмана с целью получить сверхприбыль.



Такую стратегию можно заметить по появлению на рынке товаров-заменителей, которыми картель пытается вытиснять качественную продукцию. Так же стоит выделить несколько других факторов, которые оказывают влияние на эффективность деятельности монополистических объединений:

  • Количество дилеров, производственных мощностей и продавцов. С организациями проще договариваться в том случае, если их немного;
  • Отношения между компаниями внутри картеля. Достигнуть договорённости гораздо легче с дружелюбно настроенными союзниками, чем с негативно настроенными. Например, в своё время, ЮАР и СССР не смогли договориться об экспорте золота. Это произошло на фоне политических разногласий;
  • Наличие в стране эффективного антимонопольного законодательства. Если правительство регулярно применяет эффективные законы, любые монополистические структуры не способны вести свою деятельность в открытую и поэтому скрываются. На фоне этого, многие организации не считают необходимостью участвовать в картельных соглашениях из-за больших рисков столкновения с силовыми структурами. Но, если картель может существовать законно, рисков практически нет. Поэтому, количество компаний, которые хотят стать частью картеля, значительно возрастёт;
  • Возможность предсказать рост или падение спроса;
  • Однотипность выпускаемых товаров и услуг. В случае, когда каждая из компаний, желающая войти в объединение, выпускает одинаковый продукт, достигнуть договоренностей значительно легче, чем в случаях с большей дифференциацией производимой продукции.

6. Может ли картель работать легально

Компаниям запрещено объединяться в картели только в тех странах, где действует соответствующая антимонопольная политика. В таком случае, компании, вошедшие в сговор, несут уголовную ответственность за свою деятельность. В странах, где такая форма монополистических объединений допускается, предусмотрено ряд условий, которых необходимо придерживаться.

Запрет не распространяется на деятельность картеля в следующих случаях:

  • Создан кризисный картель с целью уничтожить или уменьшить лишние мощности предприятий;
  • Объединение занимает небольшую долю рынка сбыта;
  • Картель занимается освоением новых территорий и рынков для реализации товаров;
  • Деятельность объединения положительно влияет на развитие экономики государства, а также способствует техническому прогрессу.

Заключение

Суть картеля состоит в формировании объединения из нескольких предприятий, что в будущем поможет получить власть над существенной долей рынка. В большинстве случаев, основа соглашения, это цена, объёмы производства, сфера влияния, использование патентов или условия реализации продукции.



Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *