Категория: Бизнес / Дата: 25.01.2021

Олигополия — виды, модели, подробное описание

3.1/5 - (90 голосов)

Олигополия, это зачастую естественный процесс, протекающий на фоне роста количества компаний на рынке, которые начинают захватывать определённую его часть. При этом, более мелкие и слабые конкуренты начинают исчезать или теряют часть своей прибыли. Через некоторое время остаётся несколько крупных организаций, их можно считать монополистами из-за отсутствия достойных конкурентов.

1. Что такое олигополия простыми словами

Олигополия (англ. – oligopoly) — это рыночная модель или структура, которая предполагает доминирование на рынке одной или нескольких организаций. Они имеют на столько большое влияние, что любые изменения в объёмах выпущенной продукции может повлиять на доходы других компаний или рыночную стоимость данного товара.

В случае, если рынок будет разделён несколькими компаниями, это говорит о его высокой концентрации. Но, несмотря на большое влияние некоторых организаций, другие, более мелкие фирмы могут оставаться на рынке и получать хорошую прибыль.

Например, большинство крупных авиакомпаний при планировании маршрутов допускают совпадения только с несколькими близкими конкурентами. Поэтому перелёты могут предлагать небольшие авиакомпании, предоставляющие специализированные услуги или обслуживание туристов.

2. По каким признакам можно распознать олигополию

Суть олигополии полностью противоречит законодательству практически каждой страны мира, но при этом, они считаются важной составляющей в современной экономической стратегии. Это можно объяснить тем, что подобные объединения являются провокаторами развития производственных структур независимо от того, крупные они или малые.

Также свою пользу приносят сопутствующие эффекты, например, введение ограничений в конкуренцию среди более малых предприятий, стандартизация комплектующих и материалов, а также реструктуризация промышленности. Для определения олигополии можно опереться на значение индекса Херфиндаля.

Этот показатель используют, чтобы оценить степень влияния компании в определённом торговом сегменте. Если он превышает 2000, это говорит о присутствии на рынке олигополии.



Также стоит знать о том, что олигополистические объединения характеризуются наличием ряда признаков. Самые типичные из них это:

  • Конкуренты, будучи в подобном сговоре партнёрами, знают о том, что успех их деятельности зависит друг от друга. Поэтому, стоимость услуг и товаров практически не поддаётся контролю;
  • Сила объединения строится на конкретной договорённости. Зачастую, это неформальные условия, и они затрагивают только те организации, которые работают в конкретной нише или отрасли;
  • Присутствие на рынке стандартизированного товара, который имеет оригинальные отличие от остальных предложений. В данном случае, речь может идти об однородной олигополии. Но, если организация торгует несколькими взаимозаменяемыми товарами, все они воспринимаются как однородный продукт;
  • В ходе заключения договоренности закрепляются конкретные рыночные сегменты под олигополистический контроль;
  • Сговор предполагает совместную деятельность и определение мер, которые в случае необходимости будут направлены на ограничение конкуренции или нивелирование. Сюда же включена борьба с аутсайдерами. Это означает, что для организаций, не состоящих в сговоре, будет искусственно создан слишком высокий барьер, который они должны преодолеть, чтобы попасть на рынок. Таким образом число конкурентов можно контролировать;
  • Присутствие на рынке незначительного количества компаний, при том, что покупателей много. Это означает, что в руках нескольких компаний находится большая доля рынка.

Наличие договоренности гарантирует каждому из участников олигополистического объединения сохранение юридического права собственности на принадлежащие им организации. Также это является обеспечением и сохранением личной самостоятельности в финансовом, юридическом и хозяйственном плане.

3. Виды олигополии

Существует четыре разновидности олигополии, а именно:

  • Дуополия. В таком случае, на рынке присутствуют только 2 производителя конкретных услуг или товаров;
  • Недифференцированная или однородная олигополия. Здесь рынок делят несколько организаций, реализующих однородную продукцию. Например, это такие продукты, которые обладают разными сортами или типами;
  • Олигополия доминирования. Данная разновидность возникает в случае, если одна компания поставляет на рынок более 60% продукции, что обеспечивает ей доминирование над конкурентами. Оставшаяся доля рынка делится между остальными конкурентами;
  • Дифференцированная или неоднородная олигополия. В такой ситуации на рынке представлена похожая продукция, характеризующаяся большим количеством разновидностей, размеров и сортов.

4. Причины существования олигополий

Одна из основных причин существования олигополии – это достижение положительного эффекта в масштабах производства.

Например, если производство эффективно в объеме 300-350 единиц продукции, а ёмкость рынка составляет примерно в 4 раза больше единиц, в рамках отрасли успешно могут существовать 5 компаний, обеспечивающих производство 300 единиц. Это те организации, которые смогли реализовать положительный эффект масштаба производства.

При этом, данные результаты провоцируют сокращение числа конкурентов, так как им придёться объединяться. Но, скорее всего, многие из них обанкротятся. Кроме этого, олигополистические объединения легче преодолевают финансовые барьеры. В данном случае, речь идёт о больших расходах на продвижение и рекламу своей продукции. Также стоит учесть ряд других барьеров, таких как контроль над сырьевыми источниками, владение лицензиями и патентами.

Слияние компаний происходит на фоне их взаимной зависимости. Если в производстве одной компании произойдёт изменения, последует ответная реакция от конкурентов, которая будет непредсказуемой. Именно такие обстоятельства вызывают желание владельцев компаний вступить в сговор, что обеспечит владение определенной долей рынка. Кроме этого, организации, состоящие в объединении, смогут требовать понижение цен на ресурсы, позиционируя себя как крупного покупателя.

Один из примеров олигополистического рынка, это:

  • Сбыт и производство автомобилей;
  • Бытовых электроприборов;
  • Стали;
  • Сельскохозяйственного инвентаря и др. ;

Говоря о России, олигополистический характер просматривается в сырьевой отрасли. Здесь свою деятельность могут осуществлять только крупные предприятия, которые формируют состояние современной российской экономики.

5. Модели и свойства современных олигополий

Учитывая признаки олигополии, она имеет много общего с картелем. Но, самое большое сходство с ним наблюдается в наличии неписаных правил и так называемых принудительных систем. Благодатной им, крупные игроки рынка могут определять нарушителя условий договоренностей и после совещания с другими партнерами, наложить на него санкции.

Также олигополисты уделяют большое внимание ценовой политике на участке рынка, которым они владеют. В большинстве случаев, стоимость услуг и товаров не повышается. В этом нет никакой выгоды, поскольку покупатель может уйти к конкуренту. Но, если понизить цену, скорее всего, остальные фирмы, которая оказывают меньшее влияние на рынок, также снизят стоимость данного товара.

Поскольку полностью отсутствует дифференцированный подход, в условиях, где присутствует олигополия, часто возникает ценовая война, которая приводит к банкротству многих фирм. Особенно, это касается небольших организаций и тех, которые были созданы недавно. Сфера, в которой присутствует олигополистическое соглашение, не ограничивается контролем цен и координацией ниши сбыта.

В некоторых случаях, можно заметить установку ограничений на доступ к потребителю. Реже такие ограничения могут накладываться на производство. В последнем случае влияние может оказываться через установку жёсткой квоты по объему выпуска. Такие меры направлены на то, чтобы ликвидировать «лишние» производственные мощности.

Зачастую, олигополистические объединения, это производители крупной техники. Как пример можно рассмотреть производителей самолетов «Boeing» и «Airbus». Среди других свойств олигополистов можно выделить следующее:

  • Ограничения, которые накладывается для четырёх лидирующих на рынке фирм. Доля их владения не должна превышать 40%;
  • На рынке может доминировать небольшое количество компаний, которые предоставляют похожие услуги или производят одинаковую продукцию;
  • Типичные ситуации, при которых действия одной компании могут повлиять на ситуацию на рынке. При этом, её поведение не может не зависеть от решения других участников объединения. Считается, что именно этот момент является инициатором неформальных договоренностей среди подобных организаций;
  • Основная цель олигополистических компаний, это захват определенного сегмента рынка, а также получение выгоды благодаря сокращению предельных объемов продаваемых услуг или товаров для каждого из участников объединения. В результате, прибыль может возрасти в несколько раз.


6. Модель поведения

Существует определенная модель поведения, которая характерна для участников олигополистического сговора:

  • Вступление в объединение, это заключение негласного соглашения, подразумевающего определенные договоренности об объёме производства и ценообразовании;
  • «Издержки плюс» – их определяют по показателям средних издержек плюс прибыль, исчисляемая как процент от коэффициента средних затрат;
  • Ломаная кривая спроса. Говориться о том, что у олигополии есть выбор между понижением цены вслед за другими организациями или отсутствием каких-либо действий в момент возникновения изменений на рынке;
  • Ориентир на лидера в ценообразовании. Если существует ярко выраженный лидер, стратегия остальных компании зависит от его поведения. Если он снизит цены на товар, остальные должны сделать то же самое.

Если учесть всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что олигополия является объединением нескольких компаний, вступающих в тайный или явный сговор, с целью контроля дальнейших действий на рынке, что обеспечит взятие его под контроль. В первую очередь, олигополия пытается контролировать ценообразование и объемы производства других участников рынка.

7. Конкуренция в условиях олигополии

Олигополия — это понятие, которое имеет много общего с монополией. Разница состоит только в количестве компаний, которые вытесняют других конкурентов, более слабых. В таких условиях существует два варианта конкуренции:

  1. Неценовая. Этот способ взаимоотношений является эффективным для обеих сторон. Использоваться могут разные методы. Например, конкуренция в сфере продвижения и рекламы или даже экономический шпионаж. Новой организации не просто заполучить своё место на рынке, так как он уже контролируется группой объединившихся компаний;
  2. Ценовая (менее эффективна). Несмотря на то, что ряд предприятий взаимодействуют между собой, снижение цены на какие-либо услуги и товары, для получения своего места на рынке, могут спровоцировать большие финансовые потери. Также стоит учесть, что конкурент может прибегнуть к такой же стратегии. Поэтому данный вариант применяется крайне редко.

При конкуренции в условиях наличия олигополии каждая из организаций может менять такие критерии деятельности как объём и стоимость выпускаемых услуг и продукции. Здесь целесообразнее снизить объем производства, а цену повысить.


Заключение

В условиях современной рыночной экономики, олигополия — это распространённое явление. Специалисты имеют 2 мнения касательно её эффективности. Одно сконцентрировано на том, что олигополия так же вредна для рынка, как и монополия. Но, некоторые эксперты уверены, что она является двигателем научно-технического прогресса. Благодаря этому, покупатель может приобретать необходимый товар по более низкой цене.



Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *