Категория: Финансы / Дата: 10.12.2021

Протекционизм в экономике — полное описание

2.9 (58.64%) 44 vote[s]

Сегодня понятие «протекционизм» зачастую используется в отношении внешнеэкономической политики государств. Такая стратегия страны направлена на поддержку отечественного производителя, чей рост произойдёт за счёт отсутствия на внутреннем рынке зарубежных конкурентов.

1. Что такое протекционизм простыми словами

Протекционизм (англ. "protectionism") — это разновидность экономической политики страны, направленной на поддержку отечественного производителя. Положительный эффект достигается за счёт отсутствия конкуренции со стороны зарубежных компаний и зависимости экономики государства от ситуации на мировом рынке конкретной продукции.

Согласно логике протекционизма, импорт может нанести существенный вред отечественной промышленности. Нередко ввезённые в страну товары стоят дешевле местных. Это объясняется использованием при производстве более дешевой рабочей силы, а также технологическим превосходством и доступностью природных ресурсов.

Методы борьбы подразумевают введение более высоких квот и импортных тарифов. В таком случае некоторые из зарубежных компаний будут вынуждены отказаться от отправки товара, а для отечественного производителя, это будет означать увеличение рынка и избавление от более сильных конкурентов.

Если ограничение импорта будет сопровождаться субсидиями стран и одновременной стимуляцией экспортных операций, это должно положительно отразиться на экономике. Но, это только в теории, на практике, это происходит далеко не всегда. Одно из объяснений заключается в отсутствии интереса местных компаний к разработке и внедрению инновационных технологий на фоне отсутствия конкуренции.



2. Цель и суть протекционизма

Политика протекционизма — это экономическая модель, подразумевающая передачу всех предпочтений отечественному производителю.

Основная цель, это защита местных компаний от влияния иностранной конкуренции. Задача государства заключается в создании благоприятной среды с помощью внедрения торговых барьеров для зарубежных организаций, что всегда приводит к снижению рыночной конкуренции.

Те страны, которые используют данную стратегию, отправляют собственных производителей в изоляцию из-за наличия барьеров на ввоз импортной продукции. Таким образом, местные компании не могут конкурировать с зарубежными производителями. Но, отечественные компании получают значительную поддержку от правительства за счёт дотаций и субсидий.

Противоположностью протекционизма можно считать свободную торговлю. Это означает, что импортная продукция будет без препятствий возиться на территории государства. Так создаётся здоровая экономическая среда на внутреннем рынке, где правила и стоимость товара определяются спросом, предложением, а также сервисом и качеством. Именно поэтому, большинство стран отдают предпочтение открытости в торговле, а меры протекционизма в современном мире считаются губительными.

3. Виды протекционизма

За всё время существования было определено несколько разновидностей протекционистской политики:

  • Коллективная. Означает, что несколько стран, которые объединены отдельным производством, предпримут коллективные меры, направленные на защиту своей продукции. Например, некоторые государства Евросоюза осуществляет коллективную поддержку собственных фермеров;
  • Селективная. Власти государства подготавливают меры создания благоприятных условий для компаний, занимающихся производством отдельного вида продукции. Вместе с этим, будут установлены ограничения на ввоз аналогичного товара. Как пример можно привести ситуацию с легковыми автомобилями. Правительство РФ ввело дополнительные таможенные пошлины на ввоз некоторых автомобилей из-за рубежа. Одновременно с этим была подготовлена и принята программа по кредитованию населения на льготных условиях при покупке автомобилей от отечественного производителя;
  • Зелёная. Это современная разновидность протекционизма, которая подразумевает соблюдение экологических норм. В связи с ухудшением экологической ситуации в мире, именно данная разновидность протекционизма набирает всё большую популярность;
  • Отраслевая. В данном случае государство стремится защитить целую экономическую отрасль. Зачастую, данные меры применяются к сельскохозяйственным отраслям. На ввоз импортной сельхозпродукции водятся пошлины и дополнительные ограничения. В некоторых случаях, на некоторую продукцию вводится полный запрет;
  • Местная. Осуществляется на региональном уровне. Основная цель, это продвижение товара, произведённого в конкретном регионе;
  • Скрытая. Означает защиту отечественного производителя без ввода дополнительных таможенных пошлин. Один из примеров, введение ограничений на ввоз молочной продукцию за счет заключений, сделанных санитарно-эпидемиологическими ведомствами.

4. Распространённые методы протекционизма

В ходе избавления от конкуренции с импортной продукцией, страны зачастую используют следующие методы протекционизма:

  • Таможенные пошлины. Именно этот инструмент является главным в протекционистской политике страны. Это означает, что независимо от формы таможенных пошлин, все они будут взиматься со страны-экспортёра. Ввозные или импортные пошлины влияют на повышение стоимости импорта, а значит и цены на сам товар для конечных потребителей;
  • Качество и стандартизация продукции. В различных странах наблюдаются высокие или низкие нормативные стандарты, например, в области приготовления пищи или изготовления исходного материала. Это может привести к запрету импорта конкретной продукции и как следствие, увеличению объемов производства аналогичной продукции внутри государства;
  • Импортная квота. Подразумевает введение нетарифных количественных барьеров, применяемых в течение установленного периода по отношению к импорту конкретного товара. Самая строгая импортная квота, это эмбарго, что означает абсолютный запрет на ввоз или вывоз конкретного товара.

Одновременно с этим государство предоставляет местным предприятиям косвенные или прямые субсидии. Прямые означают денежные выплаты, а косвенные – сбережения, когда предприятия могут воспользоваться налоговыми льготами или получить беспроцентные ссуды. Также государство может предложить субсидии на экспорт с целью улучшить торговый баланс.

Таким образом, власти стимулируют отечественных производителей к глобальному расширению. Данная экономическая модель характерна для развивающихся государств, где уровень местных производителей и товаров не позволяет вести достойную конкуренцию с зарубежными компаниями. Но, нельзя сказать, что ни одна из развитых стран не использует аналогичные методы. К примеру, власти США в той или иной степени на протяжении всего периода существования применяли различные методы протекционистской политики.



5. Положительный эффект протекционизма

Каждый из сторонников протекционизма уверен в том, что именно такая методика защиты местных компаний может оказать положительный эффект на развитие промышленности внутри страны, а также поспособствует быстрому и эффективному экономическому росту в целом. Благодаря протекционизму, страна вскоре станет более экономически устойчивой к внешним кризисным влияниям.

Говоря о свободной торговле, некоторые эксперты считают, что это разрушает внутреннее производство и приводит к обнищанию одновременно с экономическим упадком. Особенно, среда свободной торговли оказывает губительное влияние на те государства, где производители ещё не вышли на высокий уровень.

Чтобы оправдать данное своё мнение, эксперты нередко сравнивают государства, применяющие методы протекционизма и при этом развивающиеся с теми, которые обнищали на фоне свободной торговли. Некоторые экономисты считают, что чем сильнее страна отстаёт от более развитой в экономическом плане, тем больше у неё климатических и географических недостатков, влияющих на конкурентоспособность местного производителя.

Также это значит, что необходимо более яростно применять политику протекционизма, устанавливая все возможные барьеры и ограничения, позволяющие развивать национальную промышленность. Кроме этого, политика протекционизма окажет положительное воздействие в ходе выполнения следующих задач:

  • Протекционизм оказывает защитный эффект на местную экономику в случае демпинга. Таким образом, государство, которое отправляет продукцию в другие страны по цене ниже себестоимости не может оказать губительное влияние на местный рынок и укрепить своё положении как монополиста;
  • Необходимость пополнения местных бюджетов в регионах. В данном случае положительного эффекта можно добиться за счёт увеличения прибыли местных производителей, которые получают её за счёт наращивания производства;
  • Повышение уровня занятости местного населения за счёт защиты от дешёвой иностранной рабочей силы;
  • Поддержка новой продукции или конкретной развивающейся отрасли на ранних этапах существования, а также предоставление возможности взять паузу в период модернизации без нанесения убытков;
  • Подавление внешнеторгового дефицита, а также улучшение платёжного баланса в момент введения ограничений на ввоз импортной продукции;
  • Обеспечение безопасности граждан, а также их здоровья за счёт реализации продукции, производство которой контролируются местными государственными органами;
  • Диверсификация производства, обеспечивающая стабильность за счёт укрепления политической и экономической независимости страны;
  • Обеспечение высокого уровня национальной безопасности, то есть эффективная работа с отраслями, обеспечивающими национальную оборону;
  • Увеличение количества реализованной продукции от местных производителей;
  • Снижение убытков при несовершенной конкуренции, возникающей за счёт влияния зарубежного производителя;
  • Повышение уровня финансовой устойчивости государства, а также уровня экономической безопасности, поскольку государство становится более самообеспеченным в экономическом плане.

6. Негативные стороны протекционизма

В современном мире большинство развитых стран в открытую не используют методы протекционистской политики, считая их губительными для экономики и негативно влияющими на отношения с зарубежными партнёрами. Также такое отношение к протекционизму объясняется наличием следующих негативных его сторон:

  • Поскольку импортная продукция, к которой привык потребитель больше не поставляется в страну или значительно дорожает, люди начинают страдать от отсутствия достойной замены. То же самое касается рынка услуг;
  • Поскольку отсутствует интернациональный обмен информацией, могут возникнуть признаки замедления мирового технического прогресса. Также стоит учитывать, что это негативно повлияет на скорость решения возникших проблем экологического характера;
  • Страны, которые принимают решение о введении ограничений, обрекают себя на отсутствие доступа к информации о последних научно-технических открытиях. Через некоторое время, это негативно отразится на отечественных производителях;
  • За счёт повышения стоимости импортного товара, законы текущего спроса и предложения нельзя считать актуальными;
  • Зарубежные инвесторы практически никогда не проявляют интерес к странам, применяющим грубые методы протекционизма. В таком случае, инвестор будет вынужден взять на себя большее количество рисков, если сравнивать с вложением средств в рынок свободной торговли;
  • Поскольку производители привыкнут к отсутствию конкуренции, в будущем, они не смогут повысить свою значимость на мировом рынке. Кроме этого, недостаток конкурентной борьбы приведёт к отсутствию интереса к модернизации производства. На фоне этого, через некоторое время, стоимость продукции начнёт повышаться, а качество снизится;
  • Если политика протекционизма окажет значительное влияние на экспортёра, это может привести к тому, что зарубежные компании больше не смогут обеспечивать рабочими местами большое количество граждан;
  • Поскольку производители уже не имеют возможности отправлять продукцию по доступной цене, это приведёт к потере благосостояния. Потребителю придётся получать только ту продукцию, которая предложена государством. Зачастую, это приводит к появлению на рынке далеко не самых качественных товаров по завышенным ценам.

7. Протекционизм в современных условиях

Современная протекционистская политика подразумевает применение различных тарифных и нетарифных ограничений. Это позволяет государству решить сразу 2 задачи.

Первая заключается в быстром распространении продукции от отечественного производителя на внутреннем и международном рынке.

Вторая сосредоточена на снижение конкурентоспособности иностранной продукции. Одни методы позволят защитить внутренний рынок от импортных товаров и услуг, а другие повлияют на повышение конкурентоспособности отечественного товара на международном рынке. Касательно тарифных методов, сюда относятся квоты и пошлины, направленные на регулировку импорта.



Нетарифные методы протекционизма будут следующими:

  • Скрытые. Государственные закупки, технические требования, сборы и налоги;
  • Финансовые. Субсидирование и кредитование на льготных условиях. Эти меры направлены на поддержку производителей, отправляющих товар на экспорт;
  • Количественные. Означают добровольные ограничения (лицензирование и квотирование).

Касательно таможенных тарифов, сейчас они позиционируются как не наилучшие методы, поскольку более эффективными являются нетарифные ограничения. Именно такая стратегия набрала большую популярность в развитых государствах. Сегодня эксперты могут выделить около 50 видов нетарифных ограничений.


Заключение

Протекционизм является одним из способов продвижения продукции, выпущенной местными компаниями. Также он позволяет эффективно и быстро распространить её на мировом рынке. Но, если не будут проведены необходимые исследования и эксперты не оценят возможные риски, протекционистская политика может нанести существенный вред всем участникам рынка. В современных условиях, самыми распространёнными являются нетарифные методы протекционизма.



Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *