Категория: Бизнес / Дата: 20.04.2021

Диверсификация бизнеса и прибыли — виды, плюсы и минусы

2.9/5 - (62 голоса)

Независимо от сферы деятельности компании, на протяжении всего времени существования обязательно возникают периоды спада и роста. Если такие ситуации стали повторяться чаще, для инвестора это является сигналом для расширения сферы своих интересов и вложения средств в разные направления. Диверсификация — это комплекс действий, помогающих избежать потери вложенных денег.

1. Что такое диверсификация простыми словами

Диверсификация (англ. "diversification" – "разнообразие") — это одна из разновидностей получения прибыли, при которой доход формируется из нескольких источников и способов. Также диверсификацией можно назвать распределение рисков для снижения вероятности потери вложенного капитала.

Рассматривая на примере компании, диверсификация будет означать её переход в те сегменты рынка, которые могут быть не связанными с основной деятельностью. Таким образом, компания минимизирует риски на случай возникновения периода кризиса.

Таким образом, риски будут распределены по нескольким сегментам. Если организация уже работает в нескольких направлениях, то в случае кризиса и потери дохода в одном из сегментов, альтернативное направление не даёт бизнесу обанкротиться. Одна из главных причин диверсификации предприятия, это снижение спроса на выпускаемую продукцию. В такой ситуации необходимо распределить или снизить риски.

Для этого можно уйти с убыточных для компании рынков и попробовать получить доход в других сферах. Но, если фирма образована совсем недавно, диверсификация, это не лучший выход из ситуации, если хорошую прибыль не получается получить на первых этапах работы. Для начала необходимо вложить все силы на развитие в одном направлении. На данном этапе развития компании, диверсификация может принести гораздо больше убытков, чем преимуществ.

Понятие диверсификация никак не связано с «диверсией», это необходимо усвоить сразу.



2. Разновидности и типы диверсификации

Существуют следующие типы диверсификации:

  1. Рисков. Как говорилось выше, диверсификация в целом является одним из способов снижения инвестиционных и других рисков. Здесь речь идёт о стратегии для исключения банкротства в случае потери средств в одной из сфер деятельности компании или инвестора, а также увеличения вероятности получения прибыли;
  2. Конгломератная. Означает расширение ассортимента. Речь может идти о такой продукции, которая не имеет никакого отношения к основной деятельности компании. Например, если завод выпускает продукты питания, и на каком-то из этапов руководство решает заняться производством посуды, это сложно назвать диверсификацией. Для снижения рисков потери средств в данной сфере, целесообразнее заняться выпуском одежды (что такое конгломерат);
  3. Активов. Это означает приобретение какого-либо имущества, благодаря чему в будущем можно будет получить доход от его реализации или использования;
  4. Экономики. В данном случае говорится о государстве. Например, на данном этапе развития, Россия позиционируется как сырьевая страна. Если речь пойдет о диверсификации, скорее всего, руководство будет ориентировано на внутреннее производство. Таким образом, у стран-партнеров начнёт появляться готовая продукция от российского производителя;
  5. Производства. Практически любое предприятие может изменить сферу деятельности, в то же время, появляется всё больше конкурентов, а рынок сбыта терпит изменения. В такой ситуации расширение сферы деятельности поможет избежать потери всего капитала;
  6. Деятельности. Означает расширение сферы влияния, а также собственных интересов;
  7. Инвестиций. Если инвестор до этого момента вкладывал свои средства только в покупку акций, теперь он решает начать получать доход с рынка драгоценных камней или металлов;
  8. Бизнеса. Речь может идти об освоение новых сфер или укреплении и расширение бизнеса на региональном уровне;
  9. Инвестиционного портфеля. Данная разновидность диверсификации означает так называемое «размывание» рисков. Задача инвестора, наполнить портфель различными ценными бумагами.

Также существует 3 разновидности диверсификации, где разделение происходит на фоне отличительных особенностей взаимодействия субъектов:

  • Связанная. В данном случае речь может идти о производителе, который решает заняться выпуском какой-либо новой продукции. Разновидность данной продукции связана с товаром основного направления. Например, если на данном этапе развития организация занимается производством кетчупа, после диверсификации, она будет также специализироваться на производстве майонезов и соусов;

    Связанную диверсификацию можно разделить на два типа:

    • Горизонтальная. Это означает, что новый товар будет производиться с помощью ресурсов, которыми уже располагала компания и данная продукция необходима для продаж на внешнем рынке. Например, вспоминая пример выше, фирма, которая производит обувь, после диверсификации начинает изготавливать спортивные тренажеры и в дальнейшем их можно выпустить на рынок под тем же брендом или в случае необходимости под другим;
    • Вертикальная. Здесь речь идет о производстве новых изделий с помощью ранее использующейся цепочки производства. Речь может идти об изготовлении такой продукции, которая будет использоваться самой же компанией в личных целях.
  • Несвязанная. Здесь новое направление производства никак не связано с основным. Например, раннее компания изготавливала только обувь, а теперь ассортимент будет дополнен спортивными тренажерами.

Кроме этого существуют комбинированная диверсификация. Она более популярна, чем предыдущие варианты, так как в данном случае речь идёт об использовании одновременно нескольких инструментов подавление рисков и получения прибыли от альтернативных направлений деятельности компании.

3. Методы диверсификации

Процесс диверсификации подразумевает применение следующих методов:

  • Адаптация. В основе этого метода лежит применение ресурсов, которые были задействованы компанией ранее. Процессы начинаются с адаптации технологической цепочки под новый ассортимент продукции;
  • Расширение. Необходимое для производства оборудование закупается дополнительно. Также необходимо проследить за повышением качества организационных процессов. Каждый из этих факторов положительно отразится на расширении производства;
  • Поглощение. Здесь речь идёт о покупке более мелкой компании. Это один из самых популярных подходов для успешной диверсификации. Такой способ позволяет как можно быстрее заполучить место на новом рынке (сделки М&A слияние и поглощение);
  • Присоединение. Данный метод подразумевает получение контроля над другой компанией. При этом, обе организации могут сохранить независимость;
  • Слияние. Речь идет об объединении компаний, но только в случае наличия схожих характеристик.

4. Как правильно выбрать стратегию для диверсификации

Эффективность производства напрямую зависит от того, насколько корректно определена стратегия диверсификации. Чтобы не допустить ошибок, необходимо учесть следующие этапы её подбора:

  • Проведение анализа уже существующих процессов на производстве. В ходе проведения данной работы, необходимо определить слабые и сильные стороны деятельности организации. На этом же этапе специалисты устанавливают количество свободных ресурсов. На основании этих данных можно сделать выводы о том, какие из направлений развития принесут пользу производству;
  • Поиск новых сфер деятельности. Стратегию следует определять, опираясь на результаты макроэкономических исследований. Эксперты должны определить несколько областей, в которых компания может реализовать продукцию с максимальной выгодой для себя. На этом же этапе стоит заняться определением негативных и положительных сторон различных стратегий диверсификации;
  • Оценка альтернативных направлений. Если уже было выбрано одно или несколько возможных направлений деятельности, необходимо оценить конкурентоспособность компании в каждом из них. Здесь проводится анализ существующих конкурентов, а также определяется предполагаемые тенденции.

В процессе выбора стратегии для диверсификации также стоит провести анализ портфеля. Эксперты должны как можно тщательнее оценить перспективы возможных направлений деятельности компании. Если на каждом из этапов работа будет проведена качественно, руководство организации сможет максимально точно предугадать успех или провал в той или иной сфере.



5. Плюсы и минусы диверсификации

В процессе изучения методов и стратегий диверсификации может показаться, что она всегда является правильным решением, позволяющим вывести производство на новый рынок сбыта, минимизировать риски и даже получить еще большую прибыль за счёт успешной борьбы с конкурентами. Говоря об основных плюсах диверсификации, здесь можно выделить следующее:

  • Исключение убыточного для производства исхода событий, который негативно отразятся на всём пакете активов;
  • Возможность защитить капитал компании от возможного кризиса и его последствий.
  • Эффективное использование средств организацией или физическими лицами;
  • Повышение уровня конкурентоспособности в своей сфере деятельности;
  • Предоставление широкого выбора услуг, активов или продукции. Это означает, что у инвестора не возникает трудностей в выборе сферы, на которую ему необходимо ориентироваться в будущем;
  • Расширение рынка сбыта производимой продукции;
  • В случае необходимости, компания может приостановить свою деятельность в той сфере, которую она считает невыгодной или неактуальной для себя;
  • Повышение уровня кредитоспособности.

Несмотря на большое количество преимуществ диверсификации, она обладает рядом недостатков. Самые существенные из них это:

  • Адекватно оценить перспективу деятельности компании в одной из новых для неё сфер можно только в долгосрочном периоде. Для этого придётся провести большую работу. Кроме этого, каждый из специалистов должен обладать соответствующим опытом и знаниями;
  • Для успешного проведения диверсификации, компании придётся потратить достаточно много денег. Когда речь идёт о стратегическом успехе, положительного эффекта можно добиться исключительно в больших масштабах;
  • В штате компании должны присутствовать специалисты, обладающие знаниями в той сфере деятельности, которая оказалась более приемлемой в рамках диверсификации. В противном случае их придётся нанимать или обучать. Например, если эксперты компании хорошо разбираются в ценных бумагах и работе с другими активами, рынок недвижимости может оказаться для них более сложным и на его изучение придётся потратить достаточно много времени;
  • Чтобы успешно завоёвывать новые рынки, предприятию придется тратить время и деньги на внедрение новых технологий.

Во избежание проблем на каждом из этапов диверсификации, руководство компании должно понимать, что одна из главных задач в момент перехода в новую сферу деятельности, это создание прибыльной сети сбыта. Имея в штате разносторонне развитых и опытных сотрудников, компания может рассчитывать на многоцелевое применение имеющихся в наличии ресурсов.

6. Примеры успешно проведённой диверсификации

Одним из самых успешных примеров диверсификации можно назвать компанию Virgin Group. На данный момент, это конгломерат, состоящий из большого количества организаций. Основателем является британский бизнесмен Ричард Брэнсон. Основана компания в 1970 году. На тот момент, Бренсон со своим другом Ником Пауэллом решили открыть магазин, занимающийся записью и продажей пластинок и кассет.

Именно поэтому Virgin Group более известна в сфере звукозаписи. Сейчас совокупная прибыль всей сети Virgin Group составляет более 15 млрд фунтов стерлингов. Благодаря успешной диверсификации, сейчас компания представлена в таких сферах как:

  • банковское дело;
  • авиаперевозки;
  • игровая индустрия;
  • подводные исследования;
  • кинопроизводство.

И это далеко не все сферы деятельности Virgin Group. В каждой из них, конгломерат является сильнейшим конкурентом. На данный момент, в штате компании находится более 70 000 человек, работающих в 35 странах мира.


Заключение

Диверсификация является одним из самых эффективных инструментов для корректного распределения имеющихся у компании ресурсов. Таким образом, организация получает возможность выхода на новый, более высокий уровень. Вместе с этим повышается устойчивость перед конкурентами и возможным кризисом, снижается риск потери капитала, а также увеличивается влияние в регионе или стране в зависимости от масштабов деятельности.


Смотрите также видео "Диверсификация: что это такое и как диверсифицировать риски, производство, бизнес + виды и примеры":



Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *