Коммерческая деятельность осуществляется исключительно предпринимателями, которые до этого официально получили разрешение через государственные органы. В РФ коммерцией занимаются частные предприниматели и коммерческие организации.
Определение1. Виды коммерческих организаций
2. Этапы развития коммерческой организации
3. Виды торговой коммерции
4. Торгово-посредническая коммерция
5. Понятие электронной коммерции
- Виды ЭК
- Плюсы и минусы электронной коммерции
1. Виды коммерческих организаций
Существующие разновидности коммерческих организаций делят на два вида собственности:
- Коллективная форма;
- Индивидуальная форма;
К первым относятся юридические фирмы с одним владельцем и ИП.
К коллективной форме собственности относят:
- ООО. Уставной капитал этого предприятия делится по долям. На каждом из учредителей лежит ответственность, которая пропорциональна его доли в организации;
- ОАО. Акционерное общество, где акции могут быть переданы или проданы третьим лицам, которые при этом не являются акционерами этого общества;
- Кооператив. Коммерческое предприятие, сформированное за счет взаимной работы и взаимопомощи нескольких человек;
- Хозяйственное партнерство. Организовано двумя или несколькими субъектами с целью ведения хозяйственной деятельности в конкретной коммерческой сфере;
- Товарищество на вере. Сюда входит 2 вида дольщиков. Сторонние вкладчики и полноправные участники товарищества;
- Общество с дополнительной ответственностью. Разновидность коммерческого учреждения, где на каждом из учредителей лежит субсидиарная ответственность по общим обязательствам;
- ЗАО. Ценные бумаги этого общества разрешено продавать только другим его участникам;
- Полное товарищество. Все субъекты берут на себя коллективную ответственность за проводимую деятельность;
- Инвестиционное товарищество. Здесь капитал аккумулируют для вложения в определенный вид производства.
По характеру деятельности, организации могут быть:
- Сервисными. Предоставление услуг другим коммерческим организациям или физическим лицам. Это могут быть юридические услуги, работа в медицинской сфере, питание и др;
- Производственными. Выпуск товаров сельскохозяйственного и промышленного назначения;
- Кредитными. Созданные с целью выдачи кредитов, а также для хранения инвестиционных вкладов и участия в торговле на бирже ценных бумаг.
Когда у двух или более организаций есть общий интерес, они могут объединиться в коммерческие независимые организации, создавая монополистические конгломераты таких разновидностей как:
- Концерн. Группа производственно-финансовых организаций, которые осуществляют деятельность в разных хозяйственных отраслях;
- Тресты. В данном случае, члены объединения теряют независимость в сфере, в которой производят и продают товар;
- Картель. Данное объединение отличается незначительной степенью консолидации. Это означает, что вошедшая в картель организация практически полностью сохранит производственно-торговую независимость;
- Синдикат. Целью объединения является успешная конкуренция, а также установка выгодных для всех цен на готовую продукцию или сырье.
Согласно закону, за недобросовестную конкуренцию организация может понести наказание. Особенно, если будет выявлен сговор ряда производителей. Целью может оказаться получение прибыли за счёт искусственного повышения цен на готовый продукт.
2. Этапы развития коммерческой организации
Процесс становления коммерческого предприятия сформирован из нескольких этапов:
- Поиск и формирование бизнес-идеи. На этом этапе необходимо произвести первичные расчёты будущей прибыли. Также следует оценить риски, опираясь на особенности той или иной разновидности бизнеса. Переходить к следующему этапу можно только в том случае, если идея сформирована максимально чётко и не требует доработки;
- Поиск инвесторов. Деньги понадобятся для покупки средств, обеспечивающих работу производственного сектора. Также на первых этапах деньги следует потратить на закупку сырья и оплату труда нанятых работников;
- Регистрация предприятия. Теперь учредитель должен заняться получением лицензии на ведение коммерческой деятельности в определенной сфере. На этом же этапе происходит постановка организации на учёт в налоговую службу;
- Рекламная компания. Реклама необходима для борьбы с конкурентами и продвижения созданного бренда, о котором ещё никто не знает. Также рекомендуется проводить выгодные для потребителя акции, что поможет сделать первые продажи и вызвать интерес и доверие у покупателя;
- Расширение производства. Когда будет получена первая прибыль, её часть следует потратить на расширение производства. Сюда также входит покупка сырья, обучение и найм большего количества рабочих, открытие офисов, закупка производственного оборудования;
- Рост капитала. Это происходит за счет успешной борьбы с конкурентами, что позволяет компании выйти на зарубежные рынки сбыта и организовать глобальную транснациональную корпорацию.
Для того, чтобы успешно вести коммерческую деятельность на фоне большой конкуренции, следует уделять внимание оптимизации производства, а также заниматься изучением рыночной конъюнктуры и влияния рекламы на потребителя.
- Индивидуальный предприниматель — это физическое или юридическое лицо;
- «ООО» или «ИП» — что лучше;
- Что такое малый бизнес;
- Особенности холдинга;
3. Виды торговой коммерции — розничная и оптовая
Существует 2 вида торговли:
- Розничная;
- Оптовая;
Последняя означает сделки на большие партии товара. В большинстве случаев, эта разновидность осуществляется в момент приобретения сырья для определенной сферы производства или при закупке продукции с целью её перепродажи по более высокой цене. Розничная торговля означает продажу товара конечному потребителю.
Формы розничной торговли:
- Стационарная. Продажа осуществляется через торговые (стационарные) точки. Это супермаркеты, небольшие магазины и киоски. Особенность стационарной торговли заключается в наличии земельного участка, к которому магазин привязан через наличие фундамента и проведенные инженерных коммуникаций, то есть канализацию, электричество или воду;
- Нестационарная. В данном случае земельный участок не выделяется, а коммуникации и фундамент отсутствуют. Сюда же включен ряд подвидов нестационарной торговли. Это электронная торговля (через интернет), разводная (с помощью транспорта), разностная (через курьера), посылочная (почтовое отправление) и ярмарочная (реализация товара через организацию ярмарок).
4. Торгово-посредническая коммерция
Иногда торгово-посредническую деятельность и торговлю считают одним и тем же, но это ошибка. Посредническая деятельность заключается в предоставлении услуг, которые необходимы для осуществления торгового процесса. Торгово-посредническая деятельность может включать в себя следующие процессы:
- Услуги брокеров. Брокер – это посредник между покупателем и продавцом. Основная задача, это сведение покупателей с продавцами. Важный момент заключается в том, что брокер не является полноценным участником сделки или стороной в договорных отношениях при подписании контрактов. Также ему не принадлежит товар, независимо от этапа проводимой сделки. Если есть необходимость, одна из сторон договора может наделить брокера полномочиями. В данном случае, он получит вознаграждение от суммы сделки;
- Перепродажа. В данном случае, услуги предоставляются посредником, являющимся связующим звеном между продавцом и покупателем. Если речь идёт о проведении сделок между юридическими лицами, их оформляют с помощью договоров поставок или купли-продажи. Здесь посредник может стать собственником товара и потерять это право собственности только после его продажи;
- Агентские услуги. Агент – это субъект, который представляет интересы продавца. Он не станет собственником товара, но будет продавать его от лица производителя. Отношения сторон скрепляют агентским договором.
- Комиссия. Посредническая услуга, предоставляемая в момент продажи продукции. В данном случае, собственник товара поручает проведение сделки по продаже комиссионеру, чья выгода состоит в получении комиссионных. Здесь комиссионер также не будет являться собственником товара. От начала и до конца проведения сделки им владеет продавец.
5. Понятие «электронной коммерции»
В ЭК объединены такие ниши как бронирование отеля или билета, онлайн-маркетинг и реклама, онлайн-продажи, транзакции через платёжные системы, интернет-банкинг. Технически коммерция состоит из трех составляющих, это организация доставки приобретённых услуг или товара, сервер и данные о потенциальных покупателях. База данных понадобится крупному объекту. Что касается доставки, здесь редко возникают проблемы с логистикой.
5.1. Виды электронной коммерции
Данная сфера разделена на виды, определяющиеся целевой аудиторией:
- Business to Government (B2G). Означает бизнес для предпринимательства и объединяет в себе таких участников как компании, юридические лица, государственные инстанции, корпорации, бренды и муниципальные органы. Яркий пример этой разновидности – это сайт гос. закупок РФ;
- Business to Business (B2B). Характеризует отношения между юр. лицом и другими субъектами рынка сбыта. Это означает, что изготовители подписывают договора и на основании их поставляют друг другу необходимые товары или сырьё;
- Business to Consumer (B2C). Сфера бизнеса, которая означает продажу услуг или товаров, осуществляемую между организацией и физическим лицом. Это розничная торговля через онлайн-площадки, банки и магазины;
- Consumer to Consumer (C2C). Ниша характеризуется сделками между физическими лицами. Пример – это такие площадки как «Ebay», «Авито» и «Юла»;
- Consumer to Business (C2B). В данном случае, клиент сам решает, какую цену установить на услугу или товар. Это означает, что покупатели путём голосования определяют цену, за которое они готовы приобрести товар;
- Government to Citizens (G2C). Ниша, обеспечивающая гражданам доступ к государственным данным через сайты. Речь идет об оплате штрафов, налогов, регистрации проектов, получении лицензии. Сюда можно отнести и информационную поддержку физических лиц;
- Business to Employee (B2E). Данная сфера подразумевает использование автоматизированных систем для управления процессами внутри компании и выполнения корпоративных задач.
Сегодня наиболее вескими считаются ниши B2B и B2C. Сектор гос. закупок отличается высоким порогом входа, поэтому массовостью не отличается. Для успешного функционирования во всех нишах, коммерция должна включать в себя площадки, сайты, онлайн магазины и каналы, через которые будет привлечена целевая аудитория, системы обработки заказов, а также службы снабжения, возврата и закупок.
5.2. Плюсы и минусы электронной коммерции
Среди большого количества преимуществ электронной коммерции можно выделить несколько основных:
- Возможность расширить целевую аудиторию. Интернет можно использовать для продаж по всему миру без значительных затрат. Но, если речь идёт о физическом товаре, придется наладить доставку;
- Отсутствие или меньшее количество посредников. С помощью электронной коммерции можно работать напрямую с производителем, что положительно отразится на ценах и качестве продукта;
- Возможность анализировать деятельность, продвигать и развивать бизнес в сети;
- Снижение затрат. С помощью электронной торговли можно упростить бизнес-процессы независимо от отрасли предпринимательства. Например, для открытия онлайн-магазина не всегда требуется аренда склада. Также владельцу необязательно нанимать большой штат продавцов и курьеров.
Минусы:
- Зависимость от скоростного интернета. Не во всех регионах у людей есть возможность свободно пользоваться ресурсами сети;
- Для ведения успешной торговли необходимо позаботиться о конфиденциальности данных потребителей;
- Правовое регулирование онлайн-коммерции находится на стадии формирования, поэтому у сторон иногда возникают проблемы на этапе заключения сделки;