Категория: Экономические термины / Дата: 03.07.2021

Паритет покупательной способности (PPP) и его виды — как рассчитать

4.7 (94.29%) 14 vote[s]

Идея паритета покупательной способности впервые зародилась в Саламанкой школе в XVI веке. Затем, она была выдвинута в трудах британских экономистов XIX века, в частности Давида Рикардо. Густав Кессель, шведский экономист начала XX века сделал теорию РРР популярной, сформулировав теорию паритета покупательной способности.

Из всех паритетов — это самый обсуждаемый в литературе паритет.

1. Что такое паритет покупательной способности простыми словами

Паритет покупательной способности (Purchasing Power Parity - PPP) — это представляет собой такое соотношение двух сравниваемых валют, при котором за определённые суммы денег (выраженных в этих валютах) можно приобрести равный (по качеству, количеству и другим критериям) товар в двух сравниваемых государствах.

Исходя из этого определения можно вывести формулу паритета покупательной способности:

РРР = Р12

Где:

  • Р1 — стоимость товара или услуги в первой стране;
  • Р2 — стоимость аналогичного товара или услуги во второй стране;

Концепция базируется на законе единой цены, которая устанавливается при отсутствии транзакционных издержек и официальных торговых барьеров.

Традиционно паритет покупательной способности анализирую с точки зрения баланса текущих операций. Если раньше перемещение товаров было основой формирования валютного курса, то сейчас объем сделок на финансовых рынках между контрагентами из разных стран значительно превышает объемы сделок на международных рынках товаров. И рынки капиталов начинают играть существенную роль в формировании валютных курсов.

Паритет покупательной способности представляет собой важнейший инструмент международных сопоставлений. Он позволяет привести национальные показатели к единому измерению.



Базовое предназначение паритета покупательной способности состоит в возможности более адекватного, чем официальные валютные курсы, сравнения параметров личного потребления в разных странах.

Использование паритета покупательной способности незаменимо для корректного ответа на вопросы типа:

  • Какая страна богаче;
  • Как соотносятся уровни ВВП на душу населения в различных странах;
  • Где проходит границы бедности в той или иной стране;

Значение РРР оказывает прямое влияние на определение сумм, которые страна обязана платить в международные организации или на которые может претендовать в рамках общего бюджета.

Паритет покупательной способности в силу его теоретической природы нельзя измерить, а можно только оценить. Международные организации, в частности Всемирный Банк и МВФ, используют для этого сложные методики с длительным сбором данных. В связи с этим, паритет покупательной способности рассчитывается лишь на годовом уровне и с сильным фактическим запаздыванием.

В то же время существуют более простые и наглядные методы сравнения покупательной способности разных валют. Наверное, самый известный из них - "Индекс Биг Мака", рассчитываемый международным изданием The Economist.

Индекс впервые был рассчитан в 1986 году и с этого времени его значение регулярно публикуется.

Нужно отметить, что паритет покупательной способности, рассчитанный МВФ отличается от рассчитанного Всемирным Банком (у МВФ этот показатель стабильно выше).

2. Версии паритета покупательной способности

Гипотеза паритета покупательной способности имеет несколько версий.

2.1. Абсолютный паритет покупательной способности (Absolute Purchasing Power Parity - APPP)

Покупательная способность некоторой суммы в валюте одной страны должна быть равна покупательной способности данной суммы в другой стране, если перевести эту сумму по текущему курсу в валюту первой страны.

Теория паритета покупательной способности предсказывает, что рыночные силы приведут к изменению обменного курса, когда цены национальных потребительских корзин не равны.

Согласно АРРР, курс иностранной валюты должен быть равен отношению цен на одни и те же товары в двух странах. Прямым следствием абсолютного паритета покупательной способности является равенство цен одной и той же корзины товаров, купленной в отечественных и иностранных магазинах, если выразить стоимость данной корзины в единой валюте.

АРРР тесно связан с понятием закона единой цены. Его можно сформулировать следующим образом: цены идентичных товаров в разных странах при переводе их в единую валюту должны быть равны в любой момент времени.

Данный закон относится только к тем товарам, для которых транзакционные издержки, связанные с перевозкой, равны нулю.

Кроме того, есть ещё рад ограничений, касающихся закона единой цены:

  • Транспортные расходы, торговые барьеры и другие транзакционные издержки могут вносить очень существенные искажения;
  • Обе сравниваемые страны должны обладать конкурентными рынками товаров и услуг;
  • Этот закон применяется только к товарам. Недвижимость и многие услуги, имеющие локальное значение, не задействованы в торговле между странами;

Если закон единый цены не соблюдается, то всегда будет выгодно купить товар в стране с более низкой ценой и продать в стране с более высокой ценой на данный товар. Другими словами, появляется возможность совершать арбитражные операции, которые приведут к выравниваю цен на товар в двух странах.



В реальной экономике существуют проблемы с выполнением абсолютного паритета покупательной способности. И причин для этого несколько:

  • В настоящее время в качестве относительного показателя стоимости корзины товаров и услуг используют индекс потребительских цен (ИПЦ). В каждой стране в потребительскую корзину включают разный набор товаров. Даже если предположить, что качество всех товаров идентично, динамика стоимостей потребительских корзин в двух странах будет разной из-за возможного относительного изменения цен тех товаров, которые отличаются друг от друга;
  • Качество различных продуктов, производимых в разных странах, может существенно отличаться. Люди в развитых странах значительно богаче жителей развивающихся стран и качество товаров в потребительских корзинах будет разное;
  • Кроме того, необходимо учитывать наличие, так называемых, не торгуемых товаров (nontradable goods), транспортировка которых в другие страны связана с избыточными транзакционными издержками;

2.2. Относительный паритет покупательной способности (Relative Purchasing Power Parity - RPPP)

Относительный паритет покупательной способности рассматривают как динамическую версию абсолютного паритета, учитывающую темпы инфляции и движения обменных курсов за определённый промежуток времени.

Согласно RPPP есть некоторый уровень реального валютного курса, зависящей от различных факторов, который характерен для страны в текущих экономических условиях на некотором этапе развития.

При отклонении от этого уровня существуют внутренние силы, приводящие к восстановлению курса.

Относительный паритет покупательной способности базируется на том, что обменный курс между двумя странами будет корректироваться в зависимости от разницы в двух уровнях национальной инфляции.

2.3. Паритет покупательной способности эффективных рынков (Effective Markets Purchasing Power Parity - EMPPP)

Причиной возникновения этой версии паритета покупательной способности стало усиления влияния рынков капитала на формирование реального валютного курса.

ЕМРРР предполагает отсутствие стационарного уровня реального валютного курса.

Два разных подхода к анализу связи цен и валютного курса: с точки зрения рынка товаров (APPP, RPPP и ЕМРРР) не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют друг друга и общую картину равновесия в экономике. Кроме того, оба подхода предсказывают, что покупательная способность валюты в экономиках двух стран, находящихся в равновесии, меняться, не должна.

3. Расчёт паритета покупательной способности

Для сопоставления экономики стран в целом необходимо знать паритет покупательной способности не только по рыночным потребительским товарам и услугам, но и по инвестиционным товарам, а также по нерыночным услугам. Сложение отдельных частей паритетов пропорционально удельным весам, которые соответствующие товары и услуги имеют в составе ВВП. Эта методика позволяет рассчитать наиболее общее значение паритета.

ООН проводит международные сопоставления для определения паритета покупательной способности для более чем 800 различных потребительских товаров и услуг, а также 300 инвестиционных товаров и до 20 различных типов объектов недвижимости.

Чаще всего показатель паритета покупательной способности используют для расчёта валового внутреннего продукта (ВВП) и сравнения его с другими экономиками. В мировой практике для такого сравнения применяют чаще всего два метода:

  • Пересчёт ВВП страны из национальной валюты в доллары США. Это номинальный ВВП, но выраженный в долларах США;
  • Рассчитывают ВВП по паритету покупательной способности, то есть с учётом разницы в стоимости жизни;

Существует много полемики вокруг вычисления паритета покупательной способности. Это, по большей мере, связано с нахождением "правильной" потребительской корзины. Проблема состоит не только в разнице уровня цен, но и самом наборе необходимых продуктов. Поэтому существуют несколько базовых наборов, которые используются для разных целей.

4. Равновесный реальный валютный курс

Паритет покупательной способности неразрывно связан с валютным курсом страны.

Основные подходы к анализу равновесного реального валютного курса:

  • Макроэкономический. Реальный обменный курс влияет через торговый баланс на совокупный спрос в экономике. В свою очередь макроэкономические показатели влияют на реальный валютный курс;
  • Подход на основе платёжного баланса. Так как реальный валютный курс напрямую воздействует на конкурентоспособность товаров внутри страны и на торговый баланс, различные изменения в платёжном балансе будут оказывать влияние на валютный курс;
  • Микроэкономический. Изменение реального валютного курса влияет на прибыльность производства, и в свою очередь, характеристики производства будут влиять на обменный курс;

Факторы, влияющие на реальный валютный курс:

  • Тарифы, квоты и другие ограничения на импорт;
  • Тарифы, квоты и иные ограничения на экспорт;
  • Открытия новых местораждений полезных ископаемых;
  • Ускорение темпов роста в экспортоориентированных отраслях развивающихся стран;
  • Сдвиг потребительских предпочтений к товарам определённых отраслей;
  • Изменение экзогенных статей платёжного баланса;


Основные недостатки теории паритета покупательной способности:

  • Не все предоставленные товары и услуги вовлечены в международную торговлю;
  • Некоторые товары, которые являются предметом международной торговли, для некоторых групп потребителей не являются взаимозаменяемыми;
  • Теория паритета покупательной способности работает только в долгосрочном периоде;
  • Страны могут производить и потреблять разные группы товаров и услуг, а не аналогичные, как предполагает концепция теории;

5. Выводы

Официальные курсы валют отличаются от теоретических паритетных в связи с существующими ограничениями перемещения денег и товаров, транспортными издержками, политикой фиксированных курсов в ряде стран и др.

Паритет покупательной способности вызывает много споров и критики. Густав Кассель, разработчик этого показателя, обозначал им естественный курс валют. В теории, если фактический курс выше или ниже паритета, то возникшие, в связи с этим экономические процессы в итоге всё равно приведут к паритетному значению. Но это только в теории. На практике валютные курсы существенно отклоняются от паритета из-за наличия таможенных пошлин, экспортных и импортных ограничений, транзакционных издержек, связанных с хранением и перемещением товаров, и много другого.

Несмотря на все положительные стороны и практичность отдельных пунктов теории паритета покупательной способности на базе эмпирических наблюдений разными исследователями было установлено, что полного совпадения изменений обменного курса и паритета покупательной способности, очень часто в краткосрочном периоде не наблюдается. Хотя, надо отметить, что имеет место схождение их трендов, если рассматривать их на достаточно продолжительном временном интервале.

Автор: Кутняк Екатерина, редактор: Балдин Андрей



Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *