Категория: Разное / Дата: 14.12.2020

Бюджетный дефицит — что это такое, источники финансирования

3 (60%) 3 vote[s]

Большинство граждан РФ видят прямую связь бюджета с их финансовым благосостоянием. Когда речь идёт о дефиците бюджетных средств, есть риск усугубления состояния экономики. Также это означает, что государство начинает тратить больше средств, чем получать с налогов и других источников. Если правительство принимает заведомо дефицитный бюджет, скорее всего, в будущем возникнут проблемы экономического характера.

1. Что такое дефицит бюджета простыми словами

Дефицит бюджета — это ситуация, при которой расходные обязательства, предусмотренные на будущий год, превышают планируемые поступления в бюджет, что в дальнейшем может привести к формированию отрицательного сальдо.

При возникновении бюджетного дефицита, задачей правительства является обнаружение разных источников для того, чтобы профинансировать возникшие проблемы. Эти источники делятся на внешние и внутренние. К последним относятся доходы, поступающие от размещения ценных бумаг. Также, это могут быть кредиты, которые предоставляются международными финансовыми компаниями и кредитными организациями. Сюда же можно отнести доход, полученный от продажи акций.

Внешние источники, это средства, поступающие в результате государственных займов, которые проводятся через выпуск ценных бумаг от имени конкретного региона или государства. Номинальная стоимость данных бумаг указывается в иностранной валюте. Также, это могут быть кредиты международных юридических лиц или кредитных организаций в иностранной валюте.

2. Что приводит к бюджетному дефициту

Самые распространённые провокаторы бюджетного дефицита, это:

  • Внедрение социальных программ, слишком сложных для реализации в финансовом плане;
  • Снижение уровня прибыли на фоне кризиса;
  • Коррупция на всех уровнях:
  • Недостаточно грамотно проработанная финансовая система;
  • Убытки, спровоцированные структурной перестройкой экономики. В данном случае, дефицит возникает из-за необходимости поддержать промышленный комплекс;
  • Агрессивная налоговая политика, провоцирующая теневые схемы.
  • Чрезвычайные ситуации. Сюда можно включить стихийные бедствия, катастрофы и воины.


Говоря о бюджетном дефиците как источнике проблем, он может спровоцировать следующее:

  • Сложности при попытках отыскать дополнительные источники прибыли;
  • Если увеличатся налоги, это может спровоцировать снижение деловой активности в экономическом плане. Также в этот момент происходит рост теневой экономики из-за поиска способов уйти от налогов;

Чтобы уберечь себя от подобных проблем, иногда целесообразнее сохранять бюджетный дефицит. Если сложности вызваны слишком большими расходами, это одна из самых тяжелых ситуаций, выход из которой смогут найти только высококлассные и опытные специалисты.

В большинстве случаев, дефицит, это последствия кризиса, который спровоцирован неэффективностью налоговой политики и усугублением финансово-хозяйственной деятельности. В такой ситуации, задачей государства является разработка эффективной стратегии для стабилизации экономики, финансово-кредитной системы, а также реформирования бюджетной политики.

3. Как классифицируют бюджетный дефицит

В зависимости от уровня управления дефицита государственного бюджета, его делят на:

  • Циклический. В данном случае, ситуация напрямую зависит от действий государства. Такой дефицит спровоцирован снижением в производственном секторе;
  • Структурный. Если происходит экономический спад, страна иногда намеренно уменьшает доход, снизив налоги для физических и юридических лиц. Также одновременно увеличиваются дотации и пособия. В дальнейшем, это спровоцирует дыру в бюджете, но это было сделано осознанно для улучшения общего финансового положения в стране.

Учитывая конкретную часть бюджета, в которой был образован дефицит, его делят на:

  1. Пассивный. Возникает на фоне уменьшения дохода страны. Например, говоря о России, такая ситуация может возникнуть из-за спада на газовом или нефтяном рынке. Кроме этого, на ситуацию могут повлиять санкции;
  2. Активный. Является следствием увеличения расходов над доходами государства. Такая ситуация наблюдается при структурных изменениях в экономике, а также в период войн.

Дефицит также делят на 3 виды в зависимости от причин возникновения:

  • Кризисный. Это означает, что бюджетный дефицит был спровоцирован спадом в экономике;
  • Форс-мажорный. Возникает вследствие катастроф, стихийных бедствий и войн;
  • Управленческий. Здесь речь идёт об утечке денег за границу, неправильных инвестициях, коррупции и других проблемах, связанных с неправильными действиями управления.

Говоря о дефиците федерального бюджета, он может быть долгосрочным и краткосрочным. Последний возникает по причине форс-мажорных обстоятельств, а также ошибок управления. Ещё одна из причин, это проблемы в планировании доходной и расходной части. Такой дефицит возникает из-за спада в экономике. Но, нередко он может оказаться следствием природных катастроф, санкции или войны.

Долгосрочный дефицит — это системное явление на фоне экономического кризиса.

4. Разновидности дефицита

Существуют следующие разновидности бюджетного дефицита:

  • Действительный. Заложен в законодательных актах о бюджете как предельная величина. Но, она может быть непостоянной и изменяться в зависимости от исполнения бюджета;
  • Случайный. Преимущественно затрагивает местные бюджеты из-за зависимости от одного финансового источника. Эту разновидность дефицита можно назвать причиной отставания роста дохода по сравнению с расходами;
  • Временный дефицит. Не представляет большой опасности для экономики, так как является непродолжительным явлением. Он возникает на фоне случайных колебаний в расходной и доходной части. Но, если своевременно не предпринять грамотные меры, временный дефицит может стать хроническим;
  • Хронический. Является ежегодным явлением, спровоцированным кризисом в экономике.

Чтобы облегчить последствия дефицита и уберечь экономику, необходимо предпринять защитные меры. Зачастую, это эмиссионное покрытие дефицита, внешние и внутренние займы или повышение налогов.

5. Есть ли положительные стороны у бюджетного дефицита

В некоторых ситуациях, специалисты могут дать позитивную оценку дефицита, основываясь на ряд факторов. Например, если большая часть средств была потрачена внутри государства, дефицит нельзя считать полностью негативным явлением. Проблем стоит ожидать только в случае отрицательного сальдо внешней торговли. Но, здесь стоит учесть, что такое утверждение можно считать логичным только при стабильном росте экономики.

В момент кризиса, средства всегда уходят в страны, чья экономика на данный момент сильнее. Если сравнивать с Европой, в России эти процессы проявляют себя особенно ярко.

Существует ещё одна позиция, при которой недостаток средств приравнивается к дополнительным деньгам, оставшимся у людей, и со временем, они их потратят. Но, специалисты, которые придерживаются такой позиции, чаще всего, ошибаются, так как не обращают внимание на то, что бюджетный дефицит приводит к сокращению расходов и замедлению товарно-денежного оборота.

6. Минусы дефицита

Существует 2 основных минуса бюджетного дефицита:

  • При возникновении в условиях сокращения расходов, значимость государства в общественных и экономических процессах значительно снижается. Это означает, что правительство теряет способность к урегулированию ситуации. Это может привести к потере контроля над кризисом в социальных, а также некоторых экономических областях.
  • Говоря о дефиците российского бюджета, практически всегда он покрывается продажей государственного имущества и кредитами. Такая политика только лишь откладывает проблемы на потом без влияния на главную причину дефицита. Если будет принято решение о печати новых денег, это обесценит национальную валюту. Увеличение налогов также не улучшит ситуацию, так как это приведет к уходу бизнеса в тень.

7. Источники для финансирования дефицита

Говоря о временной нехватке средств, не способной вызвать глобальные кризисные процессы в экономике. Это нормальное явление, которого не стоит бояться. На данном этапе необходимо разработать программу действий для снижения вероятности возникновения последствий бюджетного дефицита.

Условия безопасности будут соблюдены, если дефицит составит не более 3% от ВВП. Как источник покрытия, используются внешние и внутренние займы, печать новых денег, а также реализация государственного имущества. На данном этапе стоит понимать, что все эти способы не конкурентно способны между друг другом.

Все они одинаково плохие, и в будущем спровоцируют инфляцию. Но, несмотря на это, многие страны предпочитают тратить средства из стратегических фондов, а также применять стратегию кредитования. Пополняя доходную часть бюджета, государство намеренно идёт на экономический спад. Говоря о монетизации дефицита, это увеличивает денежную массу. В последствии — это обесценит национальную валюту и приведёт к инфляции.



7.1. Внутренние источники

В данную категорию можно отнести продажу ценных бумаг, золота и других активов. Иногда приходится продавать предприятия. Сюда же включены кредиты Центрального Банка. Такие же стратегии применяются для финансирования бюджета субъектов России. Но, в данном случае, роль Центрального банка может сыграть другой кредитор.

Продажа предприятий, принадлежащих государству и кредиты — это одни из самых плохих способов покрытия дефицита. Это объясняется тем, что они помогут решить проблемы только на некоторое время, так как кредиты придется возвращать, а проданные предприятия не будут приносить прибыль.

7.2. Внешние источники

Здесь речь идёт о кредитах от МВФ, а также больших иностранных компаний. Сюда же можно включить продажу иностранной валюты, которая находится в Резервном фонде РФ. Именно этот способ является самым заманчивым, так как другие стратегии предполагают политическую и экономическую зависимость от государств, которые дадут кредит.

Для России, это будет не самый лучший вариант, так как в результате она может быть отстранена от международных рынков. Также стоит понимать, что внутренние источники не отличаются какими-либо преимуществами перед внешними.

8. Какую роль в решении проблемы играет Центральный Банк

Центральный Банк – это юридическое лицо, но со своими правами и обязанностями. При этом, в законе прописан пункт, в котором говорится о том, что ЦБ осуществляет работу независимо от других органов государственной власти. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что банк не государственный, но это не совсем так.

Управляется он национальным финансовым советом и советом директоров. Каждый из членов назначается рядом государственных структур на конкретный срок. Из этого следует, что в случае образования бюджетного дефицита, государство берет кредит у самого себя, что может показаться полным абсурдом.

Но, здесь стоит учесть то, кто именно будет заниматься возвратом долга, и тогда всё станет на свои места. С одной стороны, это государство, а с другой, необходимо учитывать поднятие пенсионного возраста, увольнение госслужащих, а также задержку зарплат учителям, врачам и остальным работникам соц. служб. Таким образом, государство берёт деньги не на себя, а даёт их в кредит населению.


Заключение

Бюджетный дефицит практически всегда является следствием неправильной стратегии по управлению экономикой, если не брать во внимание форс-мажорные обстоятельства. Правительство РФ уже несколько лет подряд принимает дефицитный бюджет. Например, в 2018 году дефицит достиг 1,332 трлн рублей, что составило 1,37% от ВВП.



Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *