Категория: Финансы / Дата: 04.03.2021

Финансовый анализ — что это такое простыми словами, основные методы

5 (100%) 3 vote[s]

Финансовый анализ (The financial analysis) — это процесс исследования и оценки основных показателей предприятия, дающих объективную оценку его финансового состояния и перспектив его развития.

Оценка финансового состояния предприятия может быть выполнена с различной степенью детализации и сложности. Это во многом зависит от целей анализа, квалификации специалистов, полноты и достоверности исходной информации для анализа, а так же технического и программного оснащения.

1. История развития финансового анализа

Искать истоки науки о финансовом анализе достаточно затруднительно. Люди испокон веков пытались правильно определить цену того, что они приобретали.

Например, анализ был составной частью системы манориального учета и аудита (система учета и контроля в сельскохозяйственных поместьях) в феодальной Британии XII века. А родоначальником систематизированного экономического анализа как составного элемента бухгалтерского учета многие считают француза Жака Савари (1622 - 1690), который ввел понятия синтетического и аналитического учета.

Примерно в это же время, в Италии, А. Ди Пиетро пропагандировал методологию сравнения последовательных бюджетных ассигнований с фактическими затратами; а Б. Вентури строил и анализировал динамические ряды показателей хозяйственной деятельности предприятия за 10 лет.

В России расцвет науки об анализе баланса предприятия приходится на первую половину XX века. А.К. Рощаховский считается первым русским бухгалтером, оценившим роль финансового анализа и его взаимосвязь с бухгалтерским учётом.

В настоящее время можно выделить пять относительно самостоятельных в становлении и развитие подходов к финансовому анализу.

2. Пять подходов к финансовому анализу

Подход №1. Связан с так называемой "школой эмпирических прагматиков". Её представители, работая в области анализа кредитоспособности предприятий, пытались создать и обосновать набор относительных показателей, пригодных для такого анализа. Именно они, впервые, попытались показать многообразие аналитических коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерского баланса.



Подход №2. Возник в результате деятельности "школы статистического финансового анализа". Появление этой школы связанно с работой Александра Уолла, посвященной разработке критериев кредитоспособности предприятия.

Основная идея представителей этой школы в том, что аналитические коэффициенты полезны лишь в том случае, если существуют критерии с пороговыми значениями, с которыми эти коэффициенты можно сравнивать. Разработкой таких критериев для предприятий в разрезе отраслей, используя статистические методы, занимаются представители этого направления. Они же занимаются исследованиями коллинеарности и устойчивости коэффициентов.

Подход №3. Относится к "школе мультивариантных аналитиков". Представители этой школы исходят из несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятия и эффективностью его текущей деятельности (валовый доход, оборачиваемость средств и т.д.) с обобщающими показателями финансово-хозяйственной деятельности предприятия (рентабельность и т.д.). В рамках этой школы в 70-х годах прошлого века, начали создавать компьютерные имитационные модели, связывающие аналитические коэффициенты и рыночную цену акций компании.

Подход №4. "Школа аналитиков, прогнозирующих банкротство". В отличие от всех предыдущих направлений, они делают упор на финансовую устойчивость предприятия, предпочитая перспективный анализ ретроспективному. Для них ценность бухгалтерского учёта определяется, по большей мере тем, помогает он предсказать вероятность банкротство компании или нет. Наиболее известным представителем этого направления является Эдвард Альтман и его Модель Альтмана.

Подход №5. Самое молодое направление финансового анализа, развивается "школой участников фондового рынка". Они рассматривают отчётность предприятия, как источник информации для прогнозирования эффективности инвестирования в те, или иные ценные бумаги и связанного с этим риска. Этот подход отличает высокий уровень теоретизированности.

3. Объекты и субъекты ФА

В инвестиционном процессе финансовый анализ выполняет информационную и прогностическую роль. Предоставляет информацию о прошлом и настоящем предприятия и переводит экономические ожидания на язык цифр.

Что является объектом финансового анализа? По большому счёту, любой актив, имеющий стоимость или некоторую предполагаемую стоимость, может стать объектом финансового анализа. Предприятие, как и портфель ценных бумаг, является активом, стоимость которого хотят знать как его владельцы, так и другие участники экономических отношений, взаимодействующие с этим предприятием.

Например, кредиторы, в частности банки, перед выдачей кредита хотят быть уверены, что он будет возвращён. Поставщики товара, сырья и оборудования так же хотели бы иметь гарантии оплаты их услуг и продукции. И, наконец, инвесторы, покупающие акции данного предприятия, заинтересованы в таком анализе, что бы не заплатить дороже.

В финансовом анализе предприятия заинтересованы:

Прежде всего финансовый анализ нужен для принятия управленческих и инвестиционных решений.

Основные аспекты, которые финансовый анализ должен прояснить для заинтересованных лиц, это:

  • Прибыльность предприятия;
  • Эффективность использования имеющихся материально-технических и денежных ресурсов;
  • Финансовая устойчивость;
  • Эффективность управления;
  • Перспективы развития предприятия;

Финансовый анализ - это не набор определенных и незыблемых правил. Скорее, это искусство, чем наука, или, как минимум, находится где-то посередине. И если при анализе деятельности предприятия в прошлом, еще возможен определённый формализм, то прогнозирование будущего во многом зависит от способности финансового аналитика, от его интуиции и опыта.

Но на сегодняшнем этапе развития, финансовый анализ представляет довольно стройный алгоритм последовательности действий и этапов. Это далеко не всегда гарантируют результат, но существенно упрощает работу аналитиков.



4. Основные методы финансового анализа

4.1. Аналитический метод

Аналитический метод является наиболее простым и представляет собой сравнение однородных показателей финансовой отчетности на определенных временных интервалах.

Данный метод является больше диагностическим и позволяет оценить тенденции изменения статей бухгалтерского баланса по горизонтали (сопоставление показателей за разные отчетные периоды) и по вертикали (сопоставление показателей актива и пассива).

4.2. Метод коэффициентов

Метод коэффициентов является более сложным. Он основан на расчете соотношений определенных показателей финансовой отчетности. Указанные коэффициенты позволяют сравнивать предприятие с другими предприятиями отрасли и составить общую картину развития компании.

Анализ коэффициентов — это изучение взаимосвязи двух и более показателей, характеризующих финансовую деятельность предприятия. Наиболее полную картину можно увидеть, изучая эти коэффициенты в динамике и сравнивая показатели предприятия со средними отраслевыми показателями.

На сегодняшний день, при анализе предприятия, нет необходимости рассчитывать все известные коэффициенты, а их сейчас более 200. Чаще всего, наибольший интерес представляет анализ двух основных критериев работы компании: эффективность и платёжеспособность.

4.3. Модельный метод

Этот метод также называют предиктивным, или методом прогнозных моделей. Он является наиболее сложным из перечисленных и используется для оценки будущего финансового состояния компании. Данный метод может использовать не только данные о финансовом состоянии предприятия, но и любую иную информацию: географическую, демографическую и, даже, климатические изменение.

Суть метода в нахождение ключевых факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие предприятия, подбора весовых коэффициентов этих факторов на основании исторических показателей компаний-аналогов, и, попытке спрогнозировать финансовое состояние компании при помощи данных уравнений.

5. Основные этапы финансового анализа

Этап 1. Предварительный. На нём определяются цели и задачи финансового анализа и происходит сбор и обработка первичной информации, основным источником которой является бухгалтерская отчётность.

Этап 2. Непосредственно финансовый анализ выбранным методом:

  • Аналитический;
  • Метод коэффициентов;
  • Модельный метод;

Этап 3. Является заключительным и состоит в интерпретации полученного результата, формировании заключения и рекомендаций.

Почему просто бухгалтерского учета недостаточно для принятия эффективных управленческих решений?

  1. Эти данные отражают прошлые события и уже состоявшиеся факты финансовой жизни предприятия.
  2. Методы ведения учета, способы оценки активов, разница в налоговом законодательстве и прочие факторы могут помешать корректному сравнению предприятий и их эффективности.
  3. Бухгалтерская отчётность легко вуалируется и фальсифицируется, не отражает в полной мере стоимость активов, не охватывает все доходообразующие факторы. Например, связанные с интеллектуальным капиталом.
  4. Бухгалтерская прибыль не может быть критерием долгосрочных управленческих и финансовых решений.

Финансовый анализ не является только инструментов стратегического планирования. С таким же успехом его применяют в оперативной деятельности.

Например, в мониторинге состояния дебиторской и кредиторской задолженностей, в выборе наиболее рациональных форм расчёта с поставщиками и заказчиками, в подержании необходимого остатка денежных средств на счетах.



6. "Подводные камни" финансового анализа

Финансовый анализ не является точной наукой, хотя и основывается на вычислениях и расчётах. Не является по той причине, что полученные данные всегда требуют интерпретации и осмысления. Это не хрустальный шар, безошибочно определяющий будущее и прошлое, а просто удобный способ обобщить и систематизировать большие объемы информации.

Финансовый анализ не заканчивается расчетом коэффициентов, как многие считают. Чаще всего, это самая его простая часть. А дальше начинается настоящая работа финансового аналитика по трактовке полученных результатов.

В интерпретации полученных числовых значений всегда присутствует большая доля субъективного мнения конкретного аналитика, которая, зачастую, зависит не столько от опыта и знаний, сколько совсем иных факторов. Особенно сильное влияние эти субъективные факторы могут оказать при прогнозировании будущей стоимости компании и её финансовых перспектив.

Не стоит забывать, что весь аналитический арсенал методов финансового анализа строится на данных первоисточника - бухгалтерской отчётности. Анализируя финансовое состояние компании и её перспективы, мы априори принимаем истинность этих данных. Но, как показывает практика, нередко руководство компании, осознанно или неосознанно, манипулирует цифрами в бухгалтерских документах, что бы повысить привлекательность предприятия в глазах инвесторов и кредиторов. Иногда, это совсем небольшие "поправки", не оказывающие сильное влияние на результаты финансового анализа, а порой, это настоящая фальсификация данных, которая может координально изменить представление о компании.

Именно по этим причинам, финансовый анализ ещё долго не будет "точной наукой", а останется, скорее, "искусством" интерпретации определенных финансовых вычислений.

Автор: Кутняк Екатерина, редактор: Балдин Андрей



Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *